Технология, управление, нормирование маневровой работы (Глава 5 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 4

Алгебраическая сумма сил, кгс/т, действующих на маневровый состав, выражается уравнением

, где Fк –  касательная сила тяги локомотива, кгс/т.

Для условия FKW> 0  удельную ускоряющую силу на 1 т массы маневрового состава (с локомотивом) определяют:

, где  – удельная касательная сила тяги локомотива, кгс/т.

Отсюда

.

Ускорение   свободного   падения можно выразить

Тогда

.

Время разгона в полурейсах , ч, определяется:

,                                                        (5.2)

или в минутах

.                                                               (5.3)

В свою очередь, расстояние разгона в полурейсах 1–8 при равноускоренном движении , м, равно половине произведения ускорения на квадрат времени разгона и с учетом размерности составит:

, а расстояние торможения , м, и время торможения , мин, соответственно:

;                                                              (5.4)

.                                                         (5.5)

В полурейсах 2, 3, 5, 6 время движения по инерции , мин, составит

.                                                          (5.6)

а расстояние движения по инерции, м:

.                                                (5.7)

В знаменателях формул (5.2) – (5.7) параметры полурейсов определены для горизонтального пути. Если профиль пути в районе маневров не горизонтальный, необходимо учесть ускорение (со знаком «-») или замедление (со знаком « + ») от уклона ().

5.3. Способы выполнения и нормирование маневровой работы

Рассмотренные диаграммы основных видов полурейсов (см. рис. 5.2) показывают, что каждый полурейс имеет строго определенную последовательность режимов движения и управления маневрового локомотива. Для автоматизации управления маневровой работой в маневровом районе необходимы информация об уклонах и радиусах путей, в реальном масштабе времени сведения о свободности (занятости) каждого участка пути, о вагонах, с которыми необходимо выполнять маневры, план их детального выполнения.

В прошлом на вытяжных путях полностью выполнялись массовые работы по формированию и расформированию поездов. С созданием горочных сортировочных станций с вытяжных путей этих станций снята работа по расформированию поездов. Однако и сейчас большой объем маневров выполняется на вытяжных путях не только по окончанию формирования поездов, подборке групп вагонов в сборных, передаточных поездах и подаче на грузовые фронты станций, но и во многих районах, на грузовых, участковых станциях и по расформированию поездов.

Исходя из принципа параллельности и поточности технологических операций на сортировочных горках и вытяжных путях происходит совмещение расформирования с формированием поездов. При расформировании (на сортировочной горке – при роспуске) отцепы расформировываемого поезда распределяются по сортировочным путям в соответствии с их назначением по плану формирования и образуют состав нового поезда. Поэтому при формировании поезда могут возникнуть маневровые передвижения, связанные с расстановкой вагонов в составе в соответствии с ПТЭ.

На рис. 5.3 приведена технологическая схема расформирования состава на вытяжном пути по назначениям плана формирования и накопления новых составов на путях СП. Первоначально в составе находилось групп вагонов, каждая из которых имела свое назначение. При этом следует различать число групп вагонов и число отцепов при расформировании . Если группа одного -го назначения состоит из одного вагона, отцеп и группа совпадают, а если группа состоит из нескольких вагонов, то группа в составе может оказаться в одном месте и тогда отцеп и группа тоже совпадут, или в разных местах состава и тогда одна группа образует несколько отцепов. Поэтому для состава в целом выполняется условие , т. е. как правило, число отцепов больше числа групп. При заадресовке грузов получателям можно укрупнять группы вагонов, сокращая число отцепов и приближая его к числу групп. За счет этого сокращается объем маневровой работы при расформировании составов (опыт Дебальцевского отделения Донецкой дороги).