Технология, управление, нормирование маневровой работы (Глава 5 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 13

На станциях, где не предусмотрена организация комплексных бригад, создаются маневровые бригады из составителя поездов и его помощника, машиниста маневрового локомотива и его помощника. На станциях со значительным объемом маневровой работы в состав маневровых бригад включают регулировщиков скорости движения вагонов, сигналистов, операторов постов централизации и дежурных стрелочных постов, занятых на маневровой работе.

Станции платят по счетам за эксплуатацию маневровых локомотивов. Поэтому для обеспечения экономически эффективной работы коллективы станций заинтересованы в экономически обоснованном числе маневровых локомотивов для каждого вида работ (расформирование, формирование, местная работа и т. д.). С этой целью выполняются вариантные расчеты.

Сначала рассчитывают затраты вагоно-часов простоя вагонов в течение года для существующего числа локомотивов – базовый вариант Во, а также вагоно-часы простоя при увеличении числа локомотивов на одну единицу В+1, две В+2 и т.д. и соответственно сокращении числа локомотивов на одну единицу B-1. две В-2 и т.д. Далее эти затраты пересчитывают в денежном выражении через стоимость вагоно-часа ев-ч, и по каждому варианту получают значения суммарной годовой стоимости вагоно-часов простоя: Ев-ч(-2); Ев-ч(-1); Ев-ч(0); Ев-ч(+1); Ев-ч(+2) и т.д. Кроме того, по отношению к существующему варианту Ев-ч(0) рассчитывают разности по вариантам в-ч(-2); +Ев-ч(-1); 0; -Ев-ч(+1); -Ев-ч(+2). Поскольку увеличение числа локомотивов дает сокращение простоя вагонов, эти варианты дают экономию затрат (знак « -»), а сокращение локомотивов приводит к росту простоев – варианты приводят к росту расходов (знак « + »).

Кроме расчетов по вагоно-часам необходимы также расчеты затрат по локомотиво-часам. Стоимость локомотиво-часов за год по вариантам определяется через ставку стоимости локомотива-часа , и тогда годовая стоимость локоотиво-часов по вариантам составит Ел-ч(-2); Ел-ч(-1); Ел-ч(0); Ел-ч(+1); Ел-ч(+2) и т.д., а разности по отношению к базавому: Ел-ч(-2); -Ел-ч(-1); 0; +Ел-ч(+1); +Ел-ч(+2) и т.д.

Для определения экономической целесообразности привлечения дополнительных локомотивов или сокращения числа работающих локомотивов сопоставляют разности по стонциям вагоно-часов, т.е.:

           

              

Если получится суммарная зкономия расходов от увеличения числа локомотивов, вариант, который двет max + Э ( + M), приниается для практического использования. Если же получится max + Э ( - М) от сокращения локомотивов, то тот вариант сокращения, который дает этот максимум, принимается для практической реализации. Таким образом, увеличение или сокращение числа маневровых локомотивов должно обосновываться технологически и экономически. При этом ставки стоимостей ев-ч и ел-ч должны учитывать полный перечень относимых на них эксплуатационных и капитальных затрат.

Минимальное число локомотивов М можно определить исходя из суточных затрат локомотиво-минут на выполнение того или иного объема работы и суточного баланса времени локомотива, который может быть реально использован для этого вида работы:

где Кнкоэффициент неравномерности суточного объема маневровой работы, установленной по статистическим данным; – суммарные суточные локомотиво-часы для выполнения рассматриваемого объема маневровой работы; Ттпсуммарное время простоя маневрового локомотива в связи с ожиданием начала работы, получением распоряжения руководителя маневров, занятостью маршрутов и т.д. (определяется хронометражными наблюдениями), ч; Тэк – затраты времени на экипировку маневрового локомотива в расчете на рабочие сутки, ч; Тсм – затраты времени на смену локомотивных бригад за сутки, ч.