Технология, управление, нормирование маневровой работы (Глава 5 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 8

В литературе обозначения , а, свидетельствующие  о  том,  что приведенные значения являются среднестатистическими, опускают. На практике студенты могут построить двухфакторную модель времени полурейса на основе хронометражных наблюдений:

.

В этом случае длина полурейса  и величина маневрового состава являются факторами, определяющими время полурейса, и нет необходимости разбивать длину полурейса на различные градации.

При нормировании времени расформирования составов на вытяжных путях методом осаживания определяют не только общее время расформирования состава, состоящего из т вагонов, но и число частей деления состава , при котором это время будет минимальным. Таким образом, одновременно с нормированием суммарного времени выполнения всех видов полурейсов в процессе расформирования решается задача исследования функции на минимум: . Рассмотрим методику решения этой задачи.

При расформировании состава осаживанием выполняют следующие полурейсы: холостые (заезды локомотива за частями состава), выставочные (перестановка частей состава на вытяжной путь), сортировочные (осаживания состава на пути сортировочного парка), а также полурейсы обратного вытягивания на расформированной части состава на вытяжной путь.

Число холостых полурейсов равно числу частей X, на которые разделен состав, а общая их продолжительность, мин:

, где ах-параметр холостого полурейса.

Число выставочных полурейсов также равно числу частей X, на которые делят состав из mвагонов, а среднее число вагонов в каждой части т/х. Общее время выставочных полурейсов при маневровых параметрах  и , мин:

.

Число сортировочных полурейсов равно числу первичных групп (отцепов) в составе g. Так как в каждой расформируемой части первое осаживание осуществляют в среднем с т/Х вагонами и последнее с т/gвагонами (одним отцепом), средний маневровый состав при сортировочных полурейсах, вагоны:

.

Продолжительность всех сортировочных полурейсов, выполняемых методом осаживания при параметрах полурейсов сортировки ас и bс, составит, мин:

.

Число полурейсов вытягивания маневрового состава из парка обратно на вытяжной путь при расформировании каждой его части на единицу меньше числа отцепов в ней, так как после последнего полурейса осаживания вытягивание локомотива без вагонов не производится, а сразу начинается заезд за новой частью состава. Тогда число вытягиваний на весь расформировываемый состав будет

.

Так как первое вытягивание совершают с вагонами, а последнее с  вагонами, средний маневровый состав, вагоны, будет:

.

Отсюда продолжительность всех полурейсов вытягивания, мин:

.

Суммарное время выполнения всех полурейсов при сортировке состава, мин, методом осаживания определим:

, или после преобразования

                         (5.11)

Число частей деления состава может изменяться в пределах , т. е. на вытяжной путь можно подавать состав полностью (если позволяет длина вытяжного пути), и тогда X= 1, или заезжать за каждым отцепом в отдельности и тогда X=g'. Для практических целей необходимо такое значение , при котором время расформирования будет минимальным. Если допустить, что выражение (4.11), приведенное к виду

, дифференцируемо, т. е. функция непрерывна, то

.

Вторая производная является положительной и составляет

.

Число частей Xt, при котором

.

На рис. 5.8 приведены графики функции . Наименьшее время расформирования достигается уже при делении состава на две-три части, и это положение используется в практической работе.


Рисунок 5.8 – Графики функций  при маневрах, выполняемых методом осаживания

Если маневры по расформированию состава на вытяжном пути выполняются методом изолированных толчков, методика исследования функции на минимум в зависимости от числа частей деления состава Xявляется аналогичной предыдущей задаче, когда маневры выполнялись осаживанием. Полурейсы оттягивания переформированных частей состава в этом случае будут определяться параметрами и , а полурейсы осаживания необходимо заменить полурейсами толчков, причем параметры этих полурейсов следует разделить на и (на расстоянии разгона) и и (в момент времени толчка).