Технология, управление, нормирование маневровой работы (Глава 5 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 6

Скорость толчка может быть определена из уравнения суммарных сил сопротивления движению на пути следования отцепа Wи его кинетической энергии, зависящей от массы отцепа и квадрата скорости толчка.

Сумма сил сопротивления

                                                                   (5.8)

где  – масса отцепа, т;  – расстояние следования отцепа, по инерции от момента его отрыва от состава, м; wсуммарное удельное сопротивление движению с учетом основного удельного сопротивления и всех дополнительных факторов (уклоны, кривые стрелки, воздушная среда и др.), кгс/т.

Кинетическая энергия отцепа

.                                                      (5.9)

Приравняв формулы (5.8) и (5.9), получим уравнение, из которого необходимая скорость толчка, м/с:

, или в км/ч:

.

Так, например, при  = 250 м и  кгс/т 12 км/ч. В связи с многообразием влияющих факторов эта скорость изменяется в значительном диапазоне. Для исключения повреждений вагонов в случаях превышения скоростей соударения сортировочные пути должны быть оборудованы стационарными и мобильными средствами торможения вагонов. Расчет скорости толчков в различных условиях маневровой работы необходим для обучения маневровых бригад конкретным приемам и способам выполнения маневровой работы, проектирования тормозных средств и их размещения на путях. Эти расчеты необходимы также при разработке систем механизации и автоматизации маневров.

На железных дорогах накоплен опыт выполнения маневров на вытяжных путях более производительными способами: серийными одногруппными толчками и серийными многогруппными толчками. Диаграмма маневров серийными одногруппными толчками приведена на рис. 5.6. При этом способе оттягивание маневрового состава назад, на вытяжной путь осуществляется не после, каждого толчка, а после двух-четырех толчков, т.е. после серии толчков. Для сортировки вагонов серийными толчками маневровый состав подается на вытяжной путь за разделительную стрелку на расстояние 150–200 м. После остановки и отцепки первого отцепа в момент начала движения, состав разгоняется до скорости необходимой для прохождения отцепом расстояния . Затем скорость замедляется до 4–5 км/ч, и в начале следующего разгона отцепляется второй отцеп. Состав разгоняют до скорости , а затем тормозят до скорости 4–5 км/ч. Первый и затем второй отцеп уходят на пути сортировочного парка. Так, без оттягивания назад, в сортировочный парк направляется серия отцепов. После оттягивания вновь повторяется технология работы, аналогичная первой серии.

Рисунок 5.6 – Диаграмма маневров серийными одногруппными толчками

Для организации технологии работы по расформированию составов способом серийных толчков необходима слаженная работа маневровой бригады, эффективная передача сигналов от составителя машинисту (по радио или визуально) и оператору по приготовлению маршрутов или стрелочникам, если стрелки переводятся вручную. Кроме того, необходима эффективная организация вытормаживания идущих друг за другом отцепов одной серии для обеспечения соударения с допустимыми скоростями и недопущения остановки на стрелочной зоне или с большими «окнами». Такую организациюнеобходимо применять при специальном профиле вытяжного пути и стрелочной зоны, современных средствах управления маневрами и оборудовании сортировочных путей малогабаритными замедлителями (электромагнитными, гидравлическими, пружинными, пневматическими), вагоноосаживателями, ускорителями, ускорителями - замедлителями. При автоматизации этого процесса пути оборудуются датчиками скорости, массы, устройствами контроля заполнения путей, информация от которых поступает в ЭВМ. В памяти машины также должны храниться данные о сопротивлении движению по всем маршрутам с дифференциацией по длинам рейсов.