О литургиях восточной и западной

Страницы работы

Содержание работы

http://www.crusader.org.ru/bennigsen.html

граф Георгий Беннигсен

О литургиях восточной и западной

Статья гр. Г. Беннигсена была впервые опубликована в «Католическом Временнике» (кн. III, Изд. Об-ва св. Иоанна Златоуста, Париж, 1929). В данной перепечатке все цитаты из Священного Писания, за исключением находящихся в литургических текстах, даны по Синодальному переводу Библии. В сносках введены современные общепринятые сокращения ( DTC - «Dictionnaire de Theologie Catholique…»; PG - Migne, Patrologia Graeca ). Естественно, все замечания о западной литургии относятся к классическому римскому обряду, использовавшемуся до 1969 г. во всех латинских храмах.

Из всех установлений Христовых Св. Евхаристия является самым непостижимым. В ней, как в центре христианского культа, сосредоточены все тайны христианского вероучения. Все догматы Церкви так или иначе выражены в ней, и для правильного их понимания часто бывает необходимо обращаться к Литургии, к ее молитвам и священнодействиям. Но этого мало. Св. Евхаристия приводит человека к прямому общению с Богом и является, таким образом, основанием и необходимым условием мистической жизни христианина, прямого познания Бога. Она учит нас необходимости аскетизма - подавления греховных страстей тела для возвышения духа. Таким образом, больше чем во всяком другом своём акте, Церковь живет благодатной жизнью во Христе в таинстве Св. Евхаристии. Все святые таинства, как и всё совершаемое в Церкви, имеют глубокое и первенствующее в жизни человека значение; однако никакое другое действие Церкви не может быть сравнимо со Св. Евхаристией. В прочих таинствах Бог ниспосылает Свою благодать, освящающую человека, в Евхаристии же к верующим сходит Сам Христос, Спаситель мiра, невидимо, но действительно присутствующий в Св. Евхаристии под видимыми знаками хлеба и вина.

В этом вся сущность Евхаристии. Протестанты, отвергнувшие веру в действительное (реальное и объективное) присутствие Христа в Евхаристии, лишили себя главного источника спасения и утешения христиан всех времён. Обеднение их духовной жизни явилось последствием реформации: Христа в их храмах уже нет, и тщетны их усилия создать себе подобие Евхаристии. Только смиренно признав свою вину и отвергнув искажения, внесённые реформацией, смогут они снова обрести Христа.

Не то в Церквах Востока и Запада. Даже там, где люди отделились от вселенского единства, но сохранили истинную веру в Св. Евхаристию, благодатная жизнь их не прервалась, они сохраняют действительность священства, и приносимая ими жертва Евхаристии есть жертва, приносимая Вселенской Церковью [M. de la Taille SJ, «L'Oecumenicite du fruit de la Messe», in: «Orientalia Christiana», Vol. VIII, № 3, pp. 27-36]. Разделённые видимо расколом, возникшим вследствие восстания против поставленного Самим Христом главы Церкви, верующие невидимо объединяются через Св. Евхаристию - это великое Таинство единения верующих между собой через единство во Христе: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Становясь причастниками Тела Христова, люди через то входят в общение друг с другом. "Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?" - спрашивает Апостол Павел и отвечает: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (I Кор. 10, 16-17). А Учение XII Апостолов содержит следующий образ: «Подобно тому, как преломленный хлеб был рассеян по холмам (в виде зёрен) и стал единым хлебом, так да будет собрана Церковь Твоя со всех концов земли в Царствие Твое» [Дидахэ, гл. IX].

Св. Григорий Нисский понимает Св. Евхаристию как телесное единение с Христом: Преодолевшее смерть Тело Христово, «вошедши в наше, всецело претворяет и преобразует оное соответственно Своей природе…», чтобы «через единение с бессмертным и человек сделался причастником нетления» [PG 45, 98].

Св. Евхаристия есть совершенная жертва, та «жертва чистая», которая приносится «от востока солнца до запада» (Мал. 1, 11). Агнец Божий, взявший на Себя грех мiра и принесший Себя в жертву на Престоле Голгофы, снова непрерывно приносит Себя в жертву Отцу в Св. Евхаристии. Христос - Агнец Божий, жертва нашего искупления. Он искупил нас Своею Кровью, принёс удовлетворение за грехи мiра. Иным непонятно это, им трудно допустить, чтобы Богу была необходима или даже желательна «кровавая, исполненная позора и страха смерть Его вочеловечившегося Сына» [Воскресное Чтение, 1927, № 39, стр. 484] , но видя лишь Бога гневающегося, они не видят Бога милосердного: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Христос - Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овцы Своя (Ин. 10, 14-15), и в этом смысле Евхаристия есть Таинство любви и милосердия. Христос Сам Себя приносит в жертву. Он - «Первосвященник… Который не имеет нужды ежедневно… приносить жертвы; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр. 7, 26-27). Он - «приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый», как говорит Литургия св. Иоанна Златоуста. Христос-Первосвященник приносит жертву Богу вместе со всею Церковью, и потому Св. Евхаристия есть соборное действие всей Церкви. Это литургический акт, в котором участвуют все верующие - Церковь видимая и невидимая. Священник, совершающий Св. Евхаристию, лишь орудие для совершения великого Таинства. Как Агнец Божий невидимо присутствует на престоле под видом хлеба и вина, так и Сам Великий Первосвященник невидимо священнодействует через Своего видимого служителя, священника. И слова, освящающие Дары и пресуществляющие их в Тело и Кровь Христовы, сказанные тайно (на Западе), или вслух (на Востоке) священником, в действительности произносятся Самим Христом, Спасителем мiра. Это те же слова, которые Он произнес на Тайной Вечере при установлении Таинства Евхаристии.

Похожие материалы

Информация о работе