Мы видим также с самых ранних времён, что в христианском мiре существовала не одна, а несколько литургий. Известные молитвы и действия считались Церковью особенно важными, и потому существуют, хотя и с легкими различиями, во всех Литургиях. Другие молитвы и действия встречаются не во всех Литургиях, а потому можно заключить, что они вовсе не являются существенными для действительности Литургии. Ученые исследователи Литургии делят все существующие и исчезнувшие Литургии на несколько групп по сходству и главных частей. Основными группами на Востоке в настоящее время считаются две - Сирийская и Египетская [Dom Placide de Meester OSB, «Origines du texte Grec de la Liturgie de S. Jean Chrysostome», in: «Chrysostomika», p. 247]. В этом отношении мы можем усмотреть соответствие с делением восточного христианского мiра на великие поместные церкви, Антиохийскую и Александрийскую. Когда позже на историческую сцену явилась Византия, то и там появились свои Литургии, не бывшие впрочем новым созданием, а лишь известной переработкой древних Литургий Сирийской группы.
На Западе, в Латинской церкви, мы видим Литургию латинскую, которая очень рано разделилась на две группы: галликанскую, к которой относят саму так называемую галликанскую Литургию, амброзианскую, мозарабийскую, и Литургии кельтские и англо-саксонские [Dom Cabrol, «Origines…», pp. 347 et seqq.]. За исключением Литургий амброзианской и мозарабийской, все эти Литургии исчезли, уступив место Литургии римской, составляющей особую группу в Латинской церкви.
Все литургии с течением времени подверглись изменениям, но, поскольку эти изменения не нарушают общей идеи жертвы, приносимой Христом для искупления человеческого рода и не искажают того, что было установлено Христом, они законны. Литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста делятся на три части: проскомидию, во время которой происходить приготовление Св. Даров, литургию оглашенных и литургию верных. Сознание необходимости такого деления настолько твердо укрепилось в мыслях не только рядового обывателя, но и специалистов-богословов, что ими иногда ставится в упрек римской Литургии уничтожение (!) деления на три части [В. Н. Ильин, «К проблеме Литургики в Православии и Католичестве», в: Сборн. «Россия и Латинство», стр. 203] . Между тем, сравнительное изучение древних рукописей этих Литургий показывает, что до VIII века в них вовсе не было той первой части Литургии, которую мы знаем под названием проскомидии. В древнейшие времена приготовление Св. Даров было тесно связано с их приношением, причем само приношение, ныне почти исчезнувшее из Литургии, имело в древности гораздо большее значение, чем приготовление. Так как оглашенные не имели права приносить дары, то приношение совершалось после их удаления, в начале Литургии верных. Верующие приносили дары и складывали их вне алтаря, на особом месте Их принимали диаконы, читавшие списки жертвователей и молитвы о них. Это и была первоначальная проскомидия, составлявшая часть Литургии верных, как это сохранилось ныне в Литургии римской. Никакого чина проскомидии в древности не было. С упразднением же оглашенных различие между обеими частями Литургии стёрлось, и уже не было смысла сохранять приношение посреди Обедни, его поэтому перенесли на начало Литургии. Это произошло в VIII-IX веке, причём чин проскомидии начал быстро усложняться. Как показывают древние рукописи, первоначальная проскомидия была очень проста, она сводилась к краткой молитве в ризнице при положении хлебов на дискос. Никакого обряда при смешении воды с вином не было. На развитие проскомидии несомненно оказали влияние символические толкования патриарха Германа и Симеона Солунского. Окончательно чин проскомидии установился лишь к XV веку [Интересующихся отсылаем к упомянутой выше статье о. де Меестера в сборнике Хрисостомика, стр. 302 и посл. , к статье о. А. Петровского «Древний акт приношения вещества для Таинства Евхаристии и последования проскомидии», в: «Христианское Чтение», 1904, март, стр. 406-431, к современным литургикам, напр Е. Нестеровского, ч. II, стр. 54-58, СПб., 1905, и даже к столь элементарным учебникам богослужения, как свящ. Н. Р. Антонов, «Храм Божий и церковные службы», 2-е изд., 1912, стр. 121-123]. Кто же изменил первоначальную Литургию? Рим, сохранивший две части, как было во времена апостольские, или Восток, добавивший целый чин, в древности не известный? Однако, на Западе не упрекают Восток за это. Изменения в Литургии введены с похвальным намерением ярче и сильнее выразить благоговение пред великим Таинством Евхаристии и, поскольку они не нарушают основных и существенных частей его, они допустимы. Интересно, что и на Западе существует так называемое материальное приготовление веществ до литургии оглашенных. Это имеет место в малой (тихой) литургии картузианской и доминиканской, в которых наполнение чаши совершается до начала обедни - та же проскомидия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.