О литургиях восточной и западной, страница 10

В римской Литургии первая молитва канона обращается к Богу Отцу и просит Его о принятии и благословении Св. Даров, «сей святой и беспорочной жертвы», приносимой за всю Святую Вселенскую Церковь, за Папу, за епископа и за всех верующих. Священник далее поминает поименно тех, о ком служится Обедня, затем и других, воспоминая при этом Церковь торжествующую. Во второй молитве священник, простерши руки над Св. Дарами, просит Бога принять их в удовлетворение за грехи и даровать верующим мирное житие, избавление от вечного осуждения и сопричисление к стаду избранных. Далее священник просит, чтобы сие приношение Бог «благословил, освятил, утвердил, сделал разумным [См.: Рим. 12, 1] и приемлемым» (benedictam, adscriptam, rationabilem, acceptabilemque facere digneris), дабы оно, т. е. это приношение, «сделалось для нас Телом и Кровию возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Который накануне Своих страданий взял хлеб в Свои святые и пречистые руки и воздев глаза к небу, к Тебе Богу, Отцу Своему Всемогущему, возблагодарил, благословил, преломил и дал Своим ученикам, глаголя: Приимите, ядите все. Сие есть Тело Мое…». Как на Тайной Вечери Христос Сам произносит слова, пресуществляющие хлеб и вино в Его Тело и Кровь, но в Литургии Он совершает это устами священника. Дары освящены - отныне уже нет ни хлеба, ни вина на престоле, а Тело и Кровь Христовы под видимыми знаками хлеба и вина: Таинство веры, (Mysterium fidei), как говорит Апостол Павел (I Тим. 3, 9), совершилось.

Для чего же, спрашивается, Церковь в некоторых Литургиях молится дальше о ниспослании Св. Духа на Дары, если Пресуществление уже совершилось? Мы подходим к жгучему вопросу об эпиклезисе, или призывании Св. Духа. Этот вопрос с XVII века является одним из существенных разногласий между католиками и православными, и много исследований написано по этому поводу.

В римской Литургии священник, произнося слова освящения, возносит отдельно Хлеб и Св Чашу Потом он читает анамнезу (Unde et memores) -воспоминание всего, что сделано Христом для нашего спасения Его страдания, Воскресение и Вознесение. Эта анамнеза почти тождественна с анамнезами восточных Литургий и говорит о приношении Богу Его даров от его собственных даров ( «Твоя от Твоих» в Литургии св. Иоанна Златоуста) - «чистой, святой и непорочной жертвы, святого хлеба вечной жизни и чаши вечного спасения».

После этого священник молится о том, чтобы Бог изволил принять сию жертву как принял жертвы Авеля, Авраама и Мелхиседека, и чтобы «руками Святого Ангела Твоего сии приношения были вознесены на Престол небесный», дабы все участвующие в жертвоприношении сём «через принятие пречестного Тела и Крови Твоего Сына, были исполнены всяческого небесного благословения и благодати»(Supplices te rogamus, omnipotens Deus: jube haec perferri per manus sancti Angeli tui in sublime altare tuum, in conspectu divinae Majestatis tuae: ut quotquot ex hac altaris participatione sacrosanctum Filii tui Corpus et Sanguinem sumpserimus omni benedictone coelesti et gratia repleamur).

В этой именно молитве ученые-литургисты видят эпиклезис древних Литургий, ибо под Ангелом Господним ряд критиков понимают Духа Святого [Cabrol, Dictionnaire d'archeol., T. V, Pt. I, col. 165]. Несомненно, что в древних западных Литургиях, и даже в первоначальной римской, призывание Св. Духа было значительно пространней, чем в современной нам Литургии. Из этого некоторые православные и протестантские исследователи делают выводы об искажении Литургии Римской Церковью. Профессор Ильин даже находит причину подобному искажению призывание Св. Духа излишне, ибо «чудо Пресуществления совершается не через Папу, а самим Папой», как Наместником Христа [«Россия и Латинство», стр. 213]. Пусть наши читатели простят нам передачу этой странной фразы, мы привели ее лишь для того, чтобы показать, до чего доводит людей разыгравшееся их воображение, заменяющее им спокойное изучение вопроса.

Вопрос об эпиклезисе разработан всесторонне в католической литературе, и католические исследователи менее всего склонны замалчивать сложность этого вопроса. В пространной статье в «Словаре Католического Богословия» о. Салавиль [P. Salaville, art. «Epiclese Eucharistique», in: DTC, vol. V] устанавливает следующие положения: