Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое» (Мф. 26,26, Мк 14,22; Лк. 22,19; I Кор. 11, 24). Следуя завету Христа «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22. 19; I Кор. 11, 24-25), ученики Христовы также возносили благодарственную молитву (у Луки «благодарив, преломил»), совершали благословение хлеба (у Матфея и Марка «благословив, преломил»), повторяя слова Христа, произнесённые Им на Тайной Вечере, и преломляли хлеб. По свидетельству Деяний Апостолов, ученики Христовы совершали Св. Евхаристию ежедневно: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 46), и «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42). Такова была простейшая Евхаристия первых дней Церкви.
Св. Иустин, мученик, пострадавший в 163 году, даёт в своей 1-й Апологии (в главах 65 и 67) два описания Евхаристии у христиан I-II веков. Мы видим, что совершению Таинства предшествует чтение пророчеств из Ветхого Завета и Посланий Апостолов, после чего предстоятель собрания делает наставление верующим. Затем ему приносят хлеб и вино, смешанное с водой. Он произносит длинную благодарственную молитву, на которую верующие отвечают возгласом «аминь». После этого предстоятель благословляет хлеб и вино и, при помощи диаконов, раздаёт всем присутствующим, которые причащаются сами и относят Св. Причастие больным на дом.
Обычай читать в начале службы отрывки из Ветхого и Нового Завета, чередуя их пением псалмов, молитвами и проповедью предстоятеля собрания, явился по-видимому с самых ранних времен. Мало по малу из него выработалась как бы подготовительная к Св. Евхаристии служба, которая получила название литургии оглашенных, ибо к ней допускались и те, кто, познав истину христианской веры, не успели еще войти в число членов Церкви Христовой, или те, кто отступившись от Нее, покаялись, но не были еще совершенно омыты от греха, и даже язычники Эта литургия оглашенных была построена по типу еврейских богослужений, что и не удивительно, ибо первые христиане не сразу порвали с еврейским законом Из приведенного выше стиха 46-го главы 11-й Деяний видно, что они продолжали ходить в синагогу. У евреев богослужение в синагоге состоит в чтении Св. Писания, чередуемого пением Псалмов и стихов и молитвами. Также бывает и проповедь. Это сходство еврейского богослужения с литургией оглашенных навело некоторых исследователей на мысль, что первые христиане целиком перенесли в эту часть литургии знакомую им формулу богослужения [См напр. Dom F. J. Moreau, «Les Liturgies Eucharistiques». Автор изучает все Литургии по плану еврейской службы].
Однако, эта первая часть Литургии, по мнению ученого бенедиктинца о. Ф. Каброля, не всегда была связана с Евхаристией. Последняя, будучи священнодействием исключительно христианским, совершалась отдельно от молитвенных собраний, к которым допускались оглашенные. Евхаристии предшествовала агапа, или вечеря любви, о которой мы читаем в Послании к Коринфянам (I Кор. 11), и которая была скоро упразднена вследствие происходивших на ней злоупотреблений. Когда христиане перестали ходить в синагогу, они на своих собраниях продолжали держаться порядка молитв, установленных у Евреев. Это было как бы особое внеевхаристийное бдение, после которого иногда, но не непременно, следовала Евхаристия. Когда агапа была упразднена, ее место естественно было занято литургией оглашенных [Dom F. Cabrol, «Les Origines Liturgiques», App. I, рр. 330-337; Также статья А. В. Петровского в «Христианском Чтении», 1904, Апрель].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.