О литургиях восточной и западной, страница 13

Приготовлению верующих к достойному принятию Св. Тайн и посвящена последняя часть канона Евхаристии. Но прежде, чем перейти к ней, выскажем ещё одну мысль, на которую наводит изучение Литургии Св. Иоанна Златоуста в её современном виде Известно, что тотчас после произнесения священником установительных слов, диакон, сложив крестообразно руки, берёт Св. Потир и Дискос и возвышает их при возгласе священника: «Твоя от Твоих…». Это возношение. соответствующее возношению Св. Даров на Западе по освящении их, возникло в обеих Литургиях сравнительно поздно [О происхождении Возношения на Западе см. интересную статью: Mgr. Batiffol, «Les origins du rite de l'Elevation», in: «Bullutin de la Societe National des Antiquaries de France», Paris, 1927]. В греческих текстах Литургии св. Иоанна Златоуста об этом возношении не упоминается вовсе, хотя обычай этот существует и у греков. По объяснению Литургики о. Нестеровского, возношение совершается «по примеру ветхозаветных священников, которые крестообразно возносили на руках своих жертву мира и хваления, и особенно сообразно действию Самого Иисуса Христа. Который на Тайной Вечери показал дары Богу Отцу» [Е. Нестеровский, «Литургика», ч. II, стр. 86.]. Если те, кто ввели этот обычай в Литургию св. Иоанна Златоуста, имели в виду возношение жертвы Богу, то надо полагать, что в их глазах жертва была уже освящена, ибо не хлеб и вино являются Жертвой Богу, а Тело и Кровь Христовы. Если во время римского offertorium священник и возносит хлеб и вино до их освящения, то это совершается лишь символически или образно. Действительная же Евхаристическая Жертва чудесно является на престоле лишь по освящении Св. Даров. Таким образом, введение обычая возношения Св. Даров до молитвы о ниспослании Святого Духа нам кажется молчаливым признанием того, что Пресуществление уже совершилось.

О том, что тропарь Святому Духу с двумя стихами, слова диакона и слова благословения Даров священником являются позднейшими вставками, говорить не приходится [Там же, стр. 46]. О. де Меестер сомневается даже, чтобы слова: «преложив Духом Твоим Святым» находились в первоначальной Литургии св. Иоанна Златоуста [Dom P. de Meester, Op. cit., p. 342]. Их нет в Литургии св. Василия Великого, хотя и были попытки ввести их в неё - «безрассудная приставка… некоего неучёного и дерзкого…», - как говорит примечание к греческому Служебнику 1885 г., напечатанному в Венеции [Протоиерей Мальцев, «Божественные Литургии». Берлинское издание с немецким переводом, 1890, стр. 228-229].

Конец тайной молитвы священника в Литургии св. Иоанна: «якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение…», равно как и второе прошение следующей затем ектении передают в очень сходном виде прошения молитвы Supplices te rogamus… римского канона.

Поминовения, следующие за призыванием Святого Духа, относятся к трем группам лиц: Святым, усопшим и живым. Эта часть Литургии одинакова на Востоке и на Западе, ибо она, по-видимому, составлена путём введения в это место чтения древних диптихов, или поминальных таблиц. Принеся Богу Святую и Непорочную Жертву, Церковь со своим Главой - Христом, молит Бога о ниспослании плодов этой Жертвы для большего прославления святых. искупления усопших и спасения живых. Молитва «Достойно есть…», прославляющая Царицу Небесную. является открытым исповеданием веры в то, что Пресвятая Дева Мария есть воистину Богородица, а не Христородица, как учили некоторые еретики.

Молитва Господня во всех Литургиях занимает одинаковое место - после освящения Св. Даров и до Причащения. Она является как бы подготовлением к Причащению, ибо мы молим Бога, чтобы Он дал нам «Хлеб наш насущный…», тот Хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51), который пребывает на престоле для причащения верующих.