Проскомидия или offertorium римской Обедни начинается прочтением священником антифона (offertorium), меняющегося по разным праздникам. В древние времена во время приношения верующими Даров пели антифон и псалом. Когда приношения хлеба и вина верующими прекратились, то прекратилось и пение псалма, антифон же остался. Совершая после этого приношение хлеба и вина, священник читает молитвы приношения. Все они составлены сравнительно поздно, хотя и до них были на этом месте подобные же молитвы приношения. Общий смысл их одинаков с молитвой проскомидии Литургии св. Иоанна Златоуста. Священник молит Бога Отца о принятии чистого приношения за его собственные грехи и за грехи людей, о том, чтобы чрез таинственное смешение воды с вином мы сподобились приобщиться к Христу, соизволившему принять на Себя нашу природу, о том, чтобы жертва была приятна Богу, и о том, чтобы Дух Святый сошёл и благословил приготовленную жертву.
После сего священник принимает кадило и кадит престол и Дары при чтении особой молитвы и Псалма «Да исправится молитва моя…». После этого диакон кадит священника. По окончании каждения священник умывает руки при чтении Псалма 25: «Умыю в неповинных руце…», знаменуя этим сердечную чистоту, с которой надлежит совершать великое Таинство. Затем вернувшись к середине престола, он читает молитву приношения Св. Троице в память Страдания, Воскресения и Вознесения Христова и в честь Пресвятой Богородицы и всех святых. Далее облобызав престол и мощи святых, священник обращается к народу со словами:
«Молитесь, братия, чтобы моя и ваша жертва была приемлема Богу, Отцу Вседержителю». Этим обращением подчеркивается соборное значение Евхаристии. Это жертва всей Церкви и каждого верующего в отдельности. Её приносит священник за всех, как предстоятель верующих, уполномоченный свыше совершать её, как орудие или заместитель Христа, Который через несколько мгновений Сам невидимо будет приносить жертву вместе со всею Своею Церковью.
После ответа прислужника священник читает тайную молитву (secreta) - одну из переменных молитв, в которой молит Бога о принятии Даров и ниспослании Его Церкви даров Св. Духа.
Вступление к анафоре почти однородно во всех Литургиях, и как возгласы священника, так и ответы хора в обеих Литургиях одинаковы, почти дословно.
Молитва священника, завершаемая в Литургии св. Иоанна Златоуста возгласом: «Поюще, вопиюще…» и есть та Евхаристическая молитва, которая встречается во всех Литургиях без исключения. Это по преимуществу благодарственная молитва, которая поётся или читается священником от имени всего народа. На Западе эта молитва (praefatio) меняется в зависимости от праздника. Римская Литургия имеет около десяти разных молитв, в которых благодарение и хвала Богу приурочивается к событию известного праздника В молитве на Троицын день, читаемой также во все воскресные дни, слышится отзвук Евхаристической молитвы. произнесённой Христом по установлении Евхаристии (Ин. 17). В противоположность Востоку, в римской Литургии эта молитва поётся или читается священником во всеуслышание. Молитва в обеих Литургиях прерывается пением Серафимской Песни «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф…». Литургия св. Иоанна Златоуста имеет после гимна Серафимов лишь одну молитву священника - продолжение Евхаристической. В ней воспоминается искупление рода человеческого и Установление Тайной Вечери: «В ночь в нюже предаяшеся…» Эта формула «в ночь..» характерна для всех восточных Литургий. Все западные имеют формулу Qui pridie quam pateretur… (Который накануне Своих страданий). [В мессах М. Лютера (XVI в.) и Павла VI (1969 г.) заимствована восточная формула «Он Сам, в ночь, в которую был предан» (ipse in qua nocte tradebatur ), однако их нельзя отнести к ортодоксальной западной традиции. - Ред.]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.