О литургиях восточной и западной, страница 5

Равным образом, в вопросе о хлебе пресном или квасном, хотя и не подлежит сомнению, что права Церковь Западная, опирающаяся на свидетельства синоптических Евангелий [О. Лагранж (Р М - J. Lagrange OP, «L'Evangile de Jesus Christ», 1928, рр. 494-498) дает исчерпывающее объяснение, каким образом евреи в эпоху земной жизни Христа исчисляли время совершения ветхозаветной Пасхи], однако, столь авторитетный Учитель Церкви, как св. Фома Аквинский, не колеблется утверждать, что греки имели право изменить первоначальный обычай, во-первых, в виду того символического значения, которое придаётся смешению муки с закваской, а во-вторых, потому, что греки желали отгородить себя от назарян, вводивших предписания закона Моисеева в обычай Христианской Церкви [«Summa theologiae», III, q. 74, a. 4].

Обратившись к прилагаемой сравнительной схеме обеих Литургий, мы увидим значительное сходство в молитвах и действиях священника, предшествующих началу Литургии. Правда, в Литургии св. Иоанна Златоуста весь этот чин длиннее и торжественнее. Приготовление священника к совершению жертвы Евхаристии на Западе происходит вне обедни. Кроме того, присутствие иконостаса в восточных храмах повело к некоторому изменению в порядке священнодействия. Облачившись в ризнице, латинский священник приближается к престолу, но не восходя ещё к нему, совершает крестное знамение во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Стоя у подножия престола, священник начинает антифон 42-го Псалма, «Суди меня Боже, и вступись в тяжбу мою…», он всю надежду полагает на Бога, избавляющего нас от всех врагов, и, уверенный в Его помощи, восклицает: «Подойду я к жертвеннику Божию!» - «К Богу веселящему юность мою!» - отвечает прислужник, и попеременно с прислужником священник оканчивает 42-й Псалом.

Подобным же образом, стоя перед иконостасом, священник восточного обряда, совершив троекратное поклонение перед царскими вратами, в ряде молитв призывает милосердие Божие для избавления от всех врагов и входит в алтарь при чтении Псалма 5-го: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем»…

После прочтения Псалма 42-го латинский священник, глубоко склонившись перед престолом, читает Confiteor, исповедуя грехи свои и моля Пресвятую Богородицу и святых о заступничестве. Прислужник повторяет ту же молитву от имени всего народа. Восточные Литургии Confiteor'а не имеют [кроме армянской, где он заимствован с Запада - Ред.], но все молитвы до начала Литургии проникнуты тем же духом покаяния, который эта молитва выражает. Прочитав её и несколько других молитв, латинский священник восходит к престолу, который он благоговейно лобызает.

Равным образом и в Литургии св. Иоанна Златоуста священнослужители, войдя в алтарь, трижды поклоняются престолу и лобызают Св. Евангелие. Только после этого они приступают к облачению, которое уже совершено латинским священником до начала обедни. Облачившись, восточный священник, согласно нынешнему служебнику умывает руки, читая в это время Псалом 25-й «Умыю в неповинных руце мои…». Римская Литургия сохранила омовение рук, совершаемое при чтении того же Псалма 25-го (Lavabo) по приношении Даров на Престоле. До XV века и в Литургии св. Иоанна Златоуста омовение рук совершалось в то же время, а именно после великого входа [De Meester,Op. cit., р 331. В том же сборнике см. А. Петровского: Истор. Слав. редак. Лит. Иоанна. Зл., стр. 867 и 904] , и лишь впоследствии перенесено на начало Литургии. Однако, в архиерейской службе омовение рук сохранилось на прежнем месте, т.е. во время пения Херувимской [Е. Нестеровский, Литургика, ч. II, стр. 115-116.] .

Мы не будем останавливаться на проскомидии. Как уже было замечено выше, западные Литургии не имеют особого чина приготовления Св. Даров. Пресный хлеб, освящаемый в Евхаристии, заранее приготовлен в виде облатки (гостии), смешение же вина с водой совершается после литургии оглашенных, перед самым приношением Св. Даров.

По окончании проскомидии диакон кадит жертвенник и престол. В римской Обедне подобное же каждение престола совершается священником на торжественной Обедне перед началом литургии оглашенных (перед пением Кирие Елейсон).