Равным образом, в вопросе о хлебе пресном или квасном, хотя и не подлежит сомнению, что права Церковь Западная, опирающаяся на свидетельства синоптических Евангелий [О. Лагранж (Р М - J. Lagrange OP, «L'Evangile de Jesus Christ», 1928, рр. 494-498) дает исчерпывающее объяснение, каким образом евреи в эпоху земной жизни Христа исчисляли время совершения ветхозаветной Пасхи], однако, столь авторитетный Учитель Церкви, как св. Фома Аквинский, не колеблется утверждать, что греки имели право изменить первоначальный обычай, во-первых, в виду того символического значения, которое придаётся смешению муки с закваской, а во-вторых, потому, что греки желали отгородить себя от назарян, вводивших предписания закона Моисеева в обычай Христианской Церкви [«Summa theologiae», III, q. 74, a. 4].
Обратившись к прилагаемой сравнительной схеме обеих Литургий, мы увидим значительное сходство в молитвах и действиях священника, предшествующих началу Литургии. Правда, в Литургии св. Иоанна Златоуста весь этот чин длиннее и торжественнее. Приготовление священника к совершению жертвы Евхаристии на Западе происходит вне обедни. Кроме того, присутствие иконостаса в восточных храмах повело к некоторому изменению в порядке священнодействия. Облачившись в ризнице, латинский священник приближается к престолу, но не восходя ещё к нему, совершает крестное знамение во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Стоя у подножия престола, священник начинает антифон 42-го Псалма, «Суди меня Боже, и вступись в тяжбу мою…», он всю надежду полагает на Бога, избавляющего нас от всех врагов, и, уверенный в Его помощи, восклицает: «Подойду я к жертвеннику Божию!» - «К Богу веселящему юность мою!» - отвечает прислужник, и попеременно с прислужником священник оканчивает 42-й Псалом.
Подобным же образом, стоя перед иконостасом, священник восточного обряда, совершив троекратное поклонение перед царскими вратами, в ряде молитв призывает милосердие Божие для избавления от всех врагов и входит в алтарь при чтении Псалма 5-го: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем»…
После прочтения Псалма 42-го латинский священник, глубоко склонившись перед престолом, читает Confiteor, исповедуя грехи свои и моля Пресвятую Богородицу и святых о заступничестве. Прислужник повторяет ту же молитву от имени всего народа. Восточные Литургии Confiteor'а не имеют [кроме армянской, где он заимствован с Запада - Ред.], но все молитвы до начала Литургии проникнуты тем же духом покаяния, который эта молитва выражает. Прочитав её и несколько других молитв, латинский священник восходит к престолу, который он благоговейно лобызает.
Равным образом и в Литургии св. Иоанна Златоуста священнослужители, войдя в алтарь, трижды поклоняются престолу и лобызают Св. Евангелие. Только после этого они приступают к облачению, которое уже совершено латинским священником до начала обедни. Облачившись, восточный священник, согласно нынешнему служебнику умывает руки, читая в это время Псалом 25-й «Умыю в неповинных руце мои…». Римская Литургия сохранила омовение рук, совершаемое при чтении того же Псалма 25-го (Lavabo) по приношении Даров на Престоле. До XV века и в Литургии св. Иоанна Златоуста омовение рук совершалось в то же время, а именно после великого входа [De Meester,Op. cit., р 331. В том же сборнике см. А. Петровского: Истор. Слав. редак. Лит. Иоанна. Зл., стр. 867 и 904] , и лишь впоследствии перенесено на начало Литургии. Однако, в архиерейской службе омовение рук сохранилось на прежнем месте, т.е. во время пения Херувимской [Е. Нестеровский, Литургика, ч. II, стр. 115-116.] .
Мы не будем останавливаться на проскомидии. Как уже было замечено выше, западные Литургии не имеют особого чина приготовления Св. Даров. Пресный хлеб, освящаемый в Евхаристии, заранее приготовлен в виде облатки (гостии), смешение же вина с водой совершается после литургии оглашенных, перед самым приношением Св. Даров.
По окончании проскомидии диакон кадит жертвенник и престол. В римской Обедне подобное же каждение престола совершается священником на торжественной Обедне перед началом литургии оглашенных (перед пением Кирие Елейсон).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.