О литургиях восточной и западной, страница 4

Сделав вышеуказанные замечания, сравним схему обеих Литургий: св. Иоанна Златоуста и римской, и представим себе, что проскомидия водворена на своё прежнее место - мы тогда увидим, насколько обе Литургии сходны между собой. Как на Востоке, так и на Западе Литургию можно служить только на престоле, в котором заключены мощи святых. Подобно тому, как на Востоке существует антиминс, могущий в известных случаях заменять престол, так и на Западе имеется переносный престол, отделяемый от постоянного престола. Это квадратный камень, в который вложены мощи святых. Он имеет то же значение, что и антиминс. Как самое название антиминса, так и обычай вкладывать в него мощи святых, принесены с Запада, из Рима. Во время гонений на христиан установился обычай служить обедню в катакомбах над гробницами святых мучеников, и этот обычай сохранился и до наших дней, не только связывая нас с Церковью Апостольской, но объединяя в святом приношении Церковь видимую, земную, с Церковью невидимою, торжествующею, Церковью святых и мучеников. Недаром, желая показать своё отвращение к Обедне и к святыням истинной Церкви, протестантские реформаторы срывали напрестольные камни и клали их у входа в церкви для того, чтобы входящие попирали их ногами.

Церковное облачение, как на Востоке, так и на Западе имеет символическое значение: стихарь, соответствующий alba священника, означает чистоту его жизни [точнее соответствует подризник, ибо стихарь - укороченный вариант подризника, а alba - полный вариант, когда укороченный - superpellicium. - Ред.]. Фелонь (на Западе casula) первоначально была одинакового покроя повсюду, а именно подобно нынешней греческой фелони, с одним лишь отверстием для головы. Наша русская фелонь, с одним вырезом спереди, и латинская casula с двумя разрезами по бокам, являются видоизменениями первоначального типа. Орарь диакона и епитрахиль священника превратились на Западе в stola. В облачении епископа омофор ближе всего подходить по своему значению к паллиуму, который, впрочем, жалуется не всем епископам.

Протестанты при реформации запретили пользование священными облачениями. Теперь, в некоторых протестантских церквях ведётся упорная борьба за их восстановление. Сторонникам так называемого ритуалистического движения кажется, что слепо подражая внешнему церемониалу Католической Церкви, они могут сделаться настоящими католиками. В действительности же, хотя облачение священнослужителей и важно само по себе, как всё важно, что совершается в Церкви, ибо выражает наше благоговение, благодарность и страх перед Богом, но оно не представляет собой самого важного, как, по-видимому, кажется некоторым протестантам. По историческим данным, стихарь и фелонь являлись обычной одеждой римских граждан первых веков христианской веры. Не забудем также, что приурочение символического значения литургическому Облачению произошло сравнительно поздно, и, в частности, на Востоке самые молитвы, сопровождающие облачение священнослужителей, установились не сразу. Так при возложении епитрахили вспоминались то Терновый Венец и Узы Спасителя, то благодать, изливаемая Св. Духом [Dom P. de Meester, Op. cit., p. 300].

Мы не будем останавливаться на сравнении устройства западного и восточного храмов, на описании церковной утвари и священных сосудов, на различиях, которые хотя и существенны, но не в такой степени, чтобы одна сторона имела право опорочивать обряды другой Заметим только, что все эти различия возникали исторически, как стремления утвердить христианскую веру против попыток введения различных лжеучений. Так, введение иконостаса на Востоке, неизвестного в древности и отсутствующего на Западе, явилось реакцией против ереси иконоборцев, равно как и запрещение на Востоке изображать Христа символически. С другой стороны, постепенно установленный на Западе в XIII веке обычай причащения мiрян под одним видом, хотя и законный с точки зрения догматической и канонической, является обычаем местным, установленным для одного римского обряда, причём Церковь не только не стремится распространить его на обряды восточные, но даже не ввела его в одном из западных обрядов (Мозарабийском).