О литургиях восточной и западной, страница 14

Нам приходится сократить последнюю часть настоящего очерка. Отметим, что все основные обряды и молитвы можно найти в обеих Литургиях, хотя и не всегда в той же последовательности. Так например, возношение даров священником, так называемое малое возношение, совершается в римской Литургии до Молитвы Господней, в Литургии же св. Иоанна Златоуста возношение Агнца имеет место до раздробления Его при возгласе «Святая святым!» Раздробление Хлеба и соединение Тела с Кровию совершается в обеих Литургиях после Молитвы Господней, однако Литургия св. Иоанна Златоуста имеет обряд добавления теплоты, отсутствующий в прочих Литургиях, восточных и западных (кроме византийских).

Молитвы подготовительные к причащению, хотя и составлены в разные времена и разными лицами, сходны по духу. Иначе и быть не могло: христианин как на Западе, так и на Востоке знает, что он недостоин принятия Тела и Крови Христовых, а потому молит Господа сподобить его к принятию Св. Тайн не по его собственным заслугам, а по благости Божией. Вот слова одной из молитв римской Литургии:

«Да не в суд и не в осуждение будет мне. Господи Иисусе Христе, принятие Тела Твоего, которое я, недостойный, дерзаю принять, но по благости Твоей да будет оно мне на пользу в ограждение и исцеление моей души и тела…» (Perceptio Corporis tui…). А Confiteor, который священник и верующие читают перед причащением в римской Обедне, и слова молитвы перед причастием в Литургии св. Иоанна Златоуста одинаково выражают покаянный дух, с которым верующий подходит к Св. Причастию.

«Пришедый в мiр грешныя спасти, от нихже первый есмь аз…», - говорит Литургия св. Иоанна.

«Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши», - говорит Литургия римская словами сотника.

В обеих Литургиях священник причащается сначала сам, а после причащает верующих. В римской Литургии один священник, совершающий богослужение, причащается под обоими видами. Не только мiряне, но и священники, если они не служат сами Обедни, причащаются под одним видом. Таким образом, вряд ли можно серьезно относиться к тем, кто в «отнятии чаши» у мiрян усматривают проявление особой гордыни католического духовенства. Если же мы вспомним, что даже Восточные Патриархи признавали, что в каждой частице Хлеба и Вина содержится не часть Христова Тела, но весь Господь Иисус Христос в Своём Существе, т. е. со Своей Душею и Божеством  [Послание Восточных Патриархов, чл. XVII. За отсутствием славянского или русского текста, мы пользуемся книгой G. Williams,"The Orthodox Church of the East in eighteenth century", London, 1868 {«Послание Патриахов Восточно-Кафолической Церкви  о Православной Вере» (1723 г.); в: «Догматические Послания  православных иерархов XVII-XIX веков о Православной Вере», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, стр. 179 - Ред.}], то ясно, что даже причащаясь под одним видом, мiряне причащаются одновременно Тела и Крови Христа.

Последняя часть Литургии в общих чертах одинакова как на Востоке, так и на Западе. В ней содержится благодарение Богу за милости, которые Он излил на людей в Св. Евхаристии, отпуст верующих (С миром изыдем! - Ite, missa est!), благословение верующих и омовение сосудов. Римская Литургия, заканчивается с XVI века чтением первых четырнадцати стихов первой главы Евангелия от Иоанна. Заамвонной молитвы в ней нет, ибо эта молитва, являющаяся расширенной благодарственной молитвой, вошла в употребление на Востоке лишь в XI веке [Dom P. De Meester, Op. cit., pp. 353-354].

Отметим один момент в Литургии cв. Иоанна Златоуста. По окончании Причащения верующих священник переносит Св Дары на жертвенник. Взяв Св. Потир, Он произносить тайно «Благословен Бог наш» и, обратясь к народу, возглашает: «всегда, ныне и присно и во веки веков!» При этом священник благословляет Св. Дарами народ, благоговейно склонившийся перед Самим Христом.

Восток не знавший ереси Беренгария и протестантизма, не встретился с необходимостью более яркого подтверждения католической веры. Попытки же отвергнуть реальное Присутствие западными еретиками, привело не только к более ясному определению учения Св. Церкви на Тридентском Соборе, но и к образованию особого богослужебного чина - Благословения Св. Дарами. Востоку этот чин совершенно неизвестен, но он не должен удивлять наших православных братьев, как он удивляет протестантов, ибо по существу отношение к Св. Дарам одинаково на Востоке и на Западе, и как католик, так и православный видят в них Самого Христа, Бога нашего.