О литургиях восточной и западной, страница 7

Ученый бенедиктинец о. Кажэн даже устанавливает в качестве  отличительного признака всех Западных Литургий обилие изменчивых частей Литургии. По мнению о. Каброля, до IV века этого различия между Западом и Востоком не выло, так как священнодействующему была предоставлена свобода импровизации [Dom Cabrol, «Origines…», p. 356]. С IV же века Восток и Запад пошли разными путями. В то время как Восток старался установить постоянные молитвенные формулы, увеличивая при необходимости число самых Литургий, Запад санкционировал творчество новых молитв в рамках одной Литургии. Этим свойством особенно отличаются Литургии галликанской группы. В римской Обедне таких изменяемых молитв меньше, но всё же, как мы увидим далее, их значительно больше, чем в Литургии св. Иоанна Златоуста.

Малый вход в римской Литургии отсутствует, но, как мы уже видели, и на Востоке он был первоначально лишь шествием епископа в алтарь. И теперь ещё в архиерейском служении архиерей до малого входа сидит на особом амвоне среди храма [Е. Нестеровский, «Литургика», ч. II, стр. 322]. Трудно проследить, когда во время входа начали носить Св. Евангелие. Скорее всего, это произошло тогда, когда начало Обедни было изменено. Возможно, что и здесь отразился символизм, введённый для объяснения Обедни. Св. Герман в VIII веке уже говорит о Евангелии, кик о символе благовествования Христа. По мнению о. де Меестера, когда совершение Литургии было распространено на всех священников, то вместо одного символического заместителя Христа - епископа, пожелали дать иной символ - книгу Его учения [Dom P. De Meester, Op. cit., p. 322].

Пение Трисвятого происхождения весьма древнего. Оно было введено в Византии в V веке. Предшествующее ему славословие, молитва священника, призыв диакона и благословение священника добавлены позже. Самое пение Трисвятого исполнялось народом и хором очень просто, несколько раз подряд, но без добавления славословия.

Часть литургии оглашенных, следующая за малым входом, является, как было сказано, наиболее древней, и весьма сходна в обеих Литургиях. Древнее чтение из Ветхого Завета исчезло из обеих литургий. Мы видим его на Востоке (Паремии) лишь в Литургии Преждеосвященных Даров и в кануны Рождества и Богоявления, когда вечерня соединяется с Литургией.

От псалмов, чередовавших чтения, сохранились на Востоке прокимен и аллилуйя, первый до апостола, второй - после, а на Западе - graduale, тот же прокимен, который поётся, также как и аллилуйя, после Апостола.

Чтение Евангелия совершается одинаково торжественно в обеих Литургиях. Диакон кадит престолу и Евангелию. Молитвы пред Евангелием в обеих Литургиях несколько отличаются одна от другой. Диакон испрашивает благословение священника на чтение Евангелия, и священник благословляет его в весьма сходных выражениях. Затем в римской Литургии священник (а в торжественной Литургии диакон) возглашает: «Господь с вами!» Хор поёт обычный ответ, после чего диакон объявляет, какое Евангелие будет прочтено, на что, как и в Литургии св. Иоанна Златоуста, хор отвечает «Слава Тебе, Господи…». По окончании Евангелия хор в римской Обедне поёт «Слава Тебе, Христе». Священник лобызает Евангелие, принимая его от диакона, и ставит его на престол.

Конец литургии оглашенных представляет значительные различия. Восток, по-видимому, сохранил в большей неприкосновенности древний обряд. Ни сугубой ектении (своего рода диптихов, по мнению о. де Меестера), ни молитвы об оглашенных, ни отпуста их в римской Литургии нет. Зато она сохранила здесь на своём месте проповедь, которая является естественным завершением учительной части литургии: прослушав пророчества и чтения из Нового Завета, верующие в древности слушали поучение епископа, изъяснявшего и толковавшего Свящ. Писание, и, возможно, что знаменитые поучения св. Иоанна Златоуста произносились им именно в этом месте Обедни.

Другое различие этой части римской Литургии состоит в пении (или чтении) Символа Веры. Он был введён в римскую Литургию при Папе Бенедикте VIII (1012 - 1024 гг.) и поется во все воскресные и праздничные дни. В будни Символ Веры опускается. При пении Символа священник возглашает начальные слова, остальные поются хором или соборно всеми верующими. При словах «Нас ради человек…» все верующие опускаются на колени, выражая свое благоговение перед Тайной Воплощения.