О литургиях восточной и западной, страница 6

Первая половина литургии оглашенных имеет мало общего в обоих обрядах, что и не удивительно. Древняя Литургия, общая как Востоку, так и Западу, знала лишь ту часть, которая начиналась после малого входа. Самый вход был ничем иным, как шествием архиерея в алтарь при начале Обедни [De Meester, Op. cit., pp. 318 et 321]. К этой первоначальной службе как Восток, так и Запад добавили начальное чинопоследование. На Востоке, как мы знаем, оно состоит из благословения священника, великой ектений, трёх антифонов с малыми екгениями и пения гимна «Единородный Сыне». Всего этого в первоначальной Литургии Св. Иоанна Златоуста не было [Ibid., pp. 316-321]. О. де Меестер полагает, что пение псалмов (антифонов) было из других чинопоследований круга дневного - Вечерни или Часов [Ibid., p. 317]. Гимн «Единородный Сыне», как известно, введён в Литургию императором Юстинианом в 535-м или 536-м году для утверждения православного учения против ересей несториан и евтихиан.

Римская Литургия в своём повседневном чинопоследовании не имеет ектений. Лишь в Великую Пятницу, во время литургии Преждеосвященных Даров, читается великая ектения, очень схожая с ектениями Востока. Профессор Ильин усматривает в отсутствии ектений проявление антисоборного духа, ибо в ектении участвует весь народ [«Россия и Латинство», стр. 203]. Это придирка: в римской Литургии, как мы увидим ниже, целый ряд молитв возносится священником от имени всех верующих, а многие молитвы самими верующими (или хором). Ектении действительно принадлежат к древнейшей форме христианской молитвы. Один из священнослужителей, возвысив голос, призывает верующих помолиться с известной целью. Затем он одно за другим читает прошения, на которые присутствующие отвечают краткой молитвенной формулой: Кирие Елейсон! (Господи помилуй) или Te rogamus, audi nos! (Молим Тя, услыши нас) [Dom F. Cabrol, «Dictionnaire d'Archeologie Chretienne et de Liturgie», art. «Eucharistie», Vol. V, Pt. I, col. 691-692]. Этот тип молитв на Западе почти исчез. Зато там сохранился другой тип молитвы, столь же древний - молитва Соборная: предстоятель, призвав верующих к молитве, иногда в своём возгласе кратко указывает о чём надлежит молиться. При наступившем затем молчании все верующие устремляют свои помыслы к Богу. Предстоятель в это время произносит краткую молитву, объемлющую молитвы всех присутствующих, и к ней присоединяется всё собрание, заключая её словом «Аминь».

Рассматривая эту часть римской Обедни, трудно сказать существовала ли в ней вообще великая ектения. Возможно, что Кирие Елейсон, которое читается (или поётся) по интроите (Introitus - вступительный стих), и есть пережиток ектении, которую пели в процессии перед Обедней [M. Gavin SJ, "The Sacrifice of Mass", London, 1918, pp. 49-50]. Интроит как бы определяет общий характер обедни. Каждый праздник годичного круга имеет свой интроит, состоящий из отрывка из Священного Писания, стиха из одного из псалмов и краткого славословия. Вслед за интроитом, как уже сказано, поётся или читается Кирие Елейсон: трижды в честь Бога Отца, трижды - Бога Сына и трижды Бога Духа Святаго. После окончания «Кирие» священник возглашает: «Слава в вышних Богу!» Хор продолжает великое славословие. Пение великого славословия за Обедней установлено сравнительно поздно. Первоначально его пели только во время Рождественской Обедни. До конца XI века на епископской службе оно исполнялось в воскресные и праздничные дни, священники же пели великое славословие лишь на Пасху. С конца XII века пение великого славословия было установлено в те же дни и для служб совершаемых священниками. Напомним, что по окончании проскомидии в Литургии Св. Иоанна Златоуста священник и диакон трижды поклоняются перед престолом, читая молитву «Царю небесный» и трижды начальный стих великого славословия.

По окончании славословия латинский священник возглашает Dominus vobiscum! (Господь с вами!), на что хор от имени народа отвечает Et cum spiritu tuo! (И со духом твоим!). После сего, перейдя к левой стороне престола, священник, призвав верующих к молитве возгласом Oremus! (Господу помолимся), читает соборную молитву (Oratio, Collecta). Это одна из тех соборных молитв, о которых мы говорили выше. Многие из этих молитв весьма древнего происхождения, V-VI веков, другие более нового, и даже современного нам происхождения. Почти все они обращены к Богу Отцу и лишь немногие к Сыну. Иногда, кроме главной соборной молитвы читаются и другие. Соборная молитва является первой из перменчивых молитв, которыми отличаются латинские Литургии.