Нам кажется уместным здесь рассеять одно недоразумение, господствующее среди многих православных вследствие малого знакомства с католичеством. Это отождествление католичества с религией Распятия, религией страдания. В эту ошибку впадает и Н. А. Бердяев [Н. Бердяев, «Русская религиозная идея», сборник «Проблемы Русск. Религ. Сознания», стр. 117], противополагая католической религиозности православную. Правда, на Западе идея Искупления рода человеческого Крестными Страданиями Христа разработана гораздо глубже, чем на Востоке и породила обширную группу христианских мистиков, однако сознание присутствия в Церкви Христа Воскресшего этим не затемнено. Напротив, постоянное присутствие Воскресшего под видом Св. Даров в каждой католической церкви и группы молящихся, постоянно находящиеся пред Ним, свидетельствуют, что Христос Воскресший, Христос во славе грядущий судить живых и мёртвых, Христос - Царь вселенной так же близок и понятен на Западе, как и Христос, искупающий на Кресте наши грехи.
Последнее замечание относится к другому больному вопросу, связанному с Литургией св. Иоанна Златоуста и со всем обрядом, к которому она принадлежит. Когда католические священники восточного обряда служат Литургию св. Иоанна Златоуста по-гречески, славянски или румынски, это часто вызывает недоумение, иногда даже озлобление наших православных братьев:
«Злое дело! Новый способ прельщения, совращения православных в католичество путём обмана» [Отзывы по поводу Обедни в Notre Dame «Русское Время», 6 января 1926]. «Инсценировка русской Обедни» [Ариадна Тыркова, «Возрождение», 8 ноября 1926]. Вот отзывы, постоянно встречающиеся на страницах печати. Так писать могут люди очень мало знакомые с католичеством. Вселенская Церковь никогда восточных обрядов не осуждала. Напротив, как до, так и после разделения Церквей Она всегда относилась к восточному обряду с глубоким уважением, ценя его несравненную мистическую красоту. Не Папа отказался от этого обряда [Как ошибочно думает г-н Глинка: Статья «Златоустова Обедня», Русское Время, 6 января 1926] , но Восток, носитель его, откололся от Рима. И что особенно знаменательно, это то, что маленькая кучка греков и албанцев в несколько десятков тысяч человек, осевших в Южной Италии и Сицилии, оставшись верными Вселенской Церкви, в течение почти 900 лет сохранили свой обряд, несмотря на соблазн ассимилироваться с окружающим их населением. Такое чудо могло совершиться лишь во Вселенской Церкви благодаря особым заботам Пап. Что же удивительного, что когда отколовшиеся Церкви, или части их, начали постепенно возвращаться к вселенскому единству, их радостно встречают и принимают с тем обрядом, который им дорог, ибо обряд их принадлежит не поместным церквям, а Церкви Вселенской. Вот почему русский католик, слушая Обедню Св. Иоанна Златоуста в русской католической церкви, молится как и его православный брат «о мире всего мiра, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех!».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЛИТУРГИИ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ РИМСКОЙ
Литургия св. Иоанна Златоуста |
Литургия Римская |
А. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ПРОСКОМИДИЯ
Молитвы перед иконостасом. Вход в алтарь. Псалом 5-й. Лобызание Св. Евангелия на Престоле. Облачение. Умовение рук. Проскомидия. Приготовление хлеба и вина. Память святых, живых и усопших. Каждение. Молитва приношения. Отпуст. |
Облачение. Крестное знамение у подножия Престола. Псалом 42-й. Молитва покаяния (Confiteor). Восхождение к Престолу и лобызание его. |
Б. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
I. Часть вступительная.
Возглашение диакона и священника. Великая Ектения. Антифоны, Малые Ектении и молитвы Антифонов. Малый Вход и пение «Приидите поклонимся». Тропарь и Кондак. Молитва и пение Трисвятого. |
Вступительная молитва (Introitus). Кирие Елейсон. Великое Славословие. Возглас священника и призыв к молитве. Соборная молитва (Oratio). |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.