Равно и Климентова Литургия в VIII книге Апостольских Постановлений имеет эпиклезис подобного же содержания: «и молим Тебя, чтобы Ты… ниспослал на жертву сию Святого Твоего Духа, свидетеля страданий Господа Иисуса, дабы Он явил хлеб сей Телом Христа Твоего и чашу сию Кровию Христа Твоего, чтобы причастившиеся Его утвердились в благочестии, сподобились оставления грехов, избавились от диавола и его обольщения, исполнились Духа Святого, сделались достойными Христа Твоего, сподобились жизни вечной, по примирении Твоём с ними, Владыка Вседержитель!» [Собрание Древних Литургий, «Христианское Чтение», 1874, Прилож., стр. 124-127. Греческий текст: Brightman, "Liturgies Eastern and Western", Vol. I, рр. 20-21. Слово «явил», по-гречески «апофэнэ», передается по-французски глаголом faire - «pour qu'il fasse (de) ce pain»… - Salaville, DTC, vol. V, col. 205. Не делая никаких утверждений, мы спросим специалистов, не является ли русский перевод более точным, и не просит ли приведённая молитва о ниспослании Св. Духа на Св. Дары для «выявления» их верующим тем, чем они уже являются в действительности по освящении их словами Христа?].
Однако мы знаем и иного рода призывания Святого Духа в так называемых Египетских Церковных Постановлениях, содержащих, по авторитетному исследованию бенедиктинца о. Конолли, древнейшую из всех Литургий:
«И молим Тебя о ниспослании Духа Твоего Святаго на приношение Святой Твоей Церкви, дабы воедино собранным и всем вкушающим оно было в святость, во исполнение Духа Святаго, во утверждение веры в истине». (Et petimus ut mittas Spiritum tuum Sanctum in oblationem Sanctae Ecclesiae; in unum congregans des omnibus, qui percipiunt, sanctis in repletionem Spiritus Sancti ad confirmationem fidei et veritate) [Dom R. H. Connoly, "Texts and studies", J. Robinson, Vol. VIII, № 4. Взгляд о. Коннолли всё больше и больше принимается учёными. Д-р Лицманн по-видимому считает Литургию Египет. Пост-ий древнейшей, Oр. cit., рр. 14, 166-167. Таковой же её признает и проф. Арсеньев: см. статью в сборн. «Проблемы Русск. Релит. Созн.», стр. 353].
Мы видим, что в этом эпиклезисе нет молитвы о Пресуществлении Даров, а только об освящении вкушающих их. Эта самая молитва сохранена в римском Каноне в несколько измененной форме, не меняющей, однако, общего смысла, молитве Supplices te rogamus:
«Ut quotquot ex hac altaris participatione sacrosanctum Filii tui Corpus et Sanguinem sumpserimus omni benedictone coelesti et gratia repleamur».
Как известно, авторство Египетских Церковных Постановлений приписывается Св. Ипполиту Римскому, жившему в начале III века, а потому можно предположить, что древнейший тип эпиклезиса не содержал в себе моления о преложении Св. Даров.
О. Салавиль, следуя за Функом, не считает Египетских Постановлений древнейшим текстом [DTC, vol. V, col. 221-222]. Оставляя этот вопрос решению специалистов, мы отметим здесь, что с древнейших времен в Христианской Церкви существовало два типа эпиклезисов, из которых один, подобно римской Литургии, не имел моления о пресуществлении.
Это нисколько не умаляет значения Святого Духа, как думает проф. Ильин, ибо, как было сказано выше, Таинство Пресуществления совершается всеми Тремя Лицами Св. Троицы. По мнению о. Кажена, действие Святого Духа не ограничивается одним только освящением верующих с целью приуготовления их к достойному принятию Тела и Крови Христовых: оно тесно связано с вознесением самой Жертвы и принятием Её Богом [Dom Cagin, «Paleographie musicale», Solesmes, t. V, pp. 85-90]. И, вместе с о. Каженом, о. Каброль отмечает, что призывание Святого Духа можно естественно связать с мыслью о сошествии Святого Духа, ибо после воспоминания о благодеяниях, оказанных роду человеческому Богом-Отцом, в Евхаристической молитве и анамнезе Христовых Тайн: Воплощения, Установления Св. Евхаристии, Страданий и Смерти, Воскресения и Вознесения, естественно должно следовать и воспоминание о сошествии Св. Духа [Dom Cabrol, «Les origines…», Remarque, p. 137]. Дух же Святой, добавим от себя, сошёл на апостолов не для совершения Пресуществления в Таинстве Евхаристии, а для освящения верующих, чтобы они свято и неосужденно могли причаститься Тела и Крови Христовых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.