О литургиях восточной и западной, страница 8

Как известно, на всём Западе Символ Веры читается с Filioque (и Сына). Мы не будем разбирать этого вопроса, которому посвящена целая литература, отметим только, что Рим никогда не настаивал на введении этих слов в Символ Веры восточных церквей, ибо считает, что по существу вера одинакова. Вот почему восточные христиане, находящиеся в единении с Римом, сохранили Символ без «филиокве».

Литургию верных, пожалуй, удобнее всего делить на три части: приготовительную часть (приношение или offertorium, как она называется на Западе), канон Евхаристии или анафору, и заключительную часть.

Первая часть Литургии верных сохранилась на Западе лучше, чем на Востоке. Приготовление Св. Даров, их приношение, омовение рук священника - все это осталось в римской Обедне так, как было в древности. Византия внесла в эту часть значительные изменения. После двух ектений, которые с течением времени были сокращены, и двух тайных молитв священника о верных, начинается великий вход. В древности в это время верующие вручали свои дары диаконам, а те несли их в алтарь. Пение Херувимской введено в Литургию при императоре Иустине II в VI веке, а вскоре была добавлена и молитва священника, читаемая во время пения Херувимской. Эта прекрасная молитва «Никтоже достоин» является приготовлением священника к принесению Евхаристической жертвы. Ни в какой другой молитве восточной или западной Литургии не выступает с большей очевидностью мысль о Жертвенном значении Евхаристии и о том, что действительным Приносителсм её является Христос: «Архиерей нам был еси… приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый…».

Самый великий вход выработался постепенно, некоторые молитвы и поминовения введены сравнительно очень поздно.

Просительная ектения и молитва Проскомидии, читаемые священником по постановке Даров на престоле, весьма древнего происхождения. Возможно, что содержание молитвы и подверглось изменению, но по месту, которое она занимает, она является древней молитвой предложения. Священник молит Бога принять приносимые Дары и жертвы духовные за грехи приносящих и неведение народа и просит сотворить его достойным, дабы жертва его была угодна Богу, и дабы Дух благодати Божией сошёл и пребывал на приносящих, на Святых Дарах и на всём народе. Мы увидим дальше однородные молитвы в римской Обедне.

Интересен вопрос о месте диптихов, или поминовения живых и умерших. В древней Церкви чтение поминальных таблиц совершалось до Евхаристичсской молитвы. Это сохранилось во всех восточных Литургиях александрийского типа и в Литургиях галликанской группы. В римской Литургии поминовения перенесены и читаются после освящения Св. Даров. В этом отношении она сходится с Литургией св. Иоанна Златоуста и другими Литургиями сирийского типа, где поминовение живых и умерших совершается после освящения Даров.

Следующее за просительной ектенией лобзание мира происхождения весьма древнего и сохранилось также в Литургиях западных. Но, в то время, как Литургии галликанские сохранили его на своем прежнем месте, Литургия римская перенесла его, и «Рах» совершается ныне перед самым Причащением. Об этом нельзя не пожалеть, ибо примирение с братом до принесения жертвы более соответствует словам, Христа (Мф. 5, 23-24). Лобызая друг друга, верующие этим свидетельствовали общность веры. Этим воспользовались для введения в это место службы Символа Веры (сначала в Антиохии, а потом патриархом Тимофеем в Константинополе в 511-м г.). Первоначальный возглас: «Возлюбим друг друга» был дополнен словами «да единомыслием исповемы», а равно добавлен был и ответ хора: «Отца и Сына и Святаго Духа», каковое добавление освящено уставом патриарха Филофея (1354-1376 гг.) [Dom P. De Meester, Op. cit., pp. 335-336]. По мнению о. де Меестера на месте Символа Веры в древней Литургии находилась особая молитва над покровцем, на что указывает поднятие и колебание воздуха над Св. Дарами [Ibid., p. 337].