О литургиях восточной и западной, страница 11

1) Эпиклезис, или призывание Святого Духа, существует во всех древних Литургиях, восточных и западных.

2) Он существует и в римской Литургии в виде молитвы Supplices te rogamus.

3) Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершается мгновенно при произнесении священником слов Спасителя.

Что такова была вера всей Вселенской Церкви с самых ранних времен, как на Востоке, так и на Западе, о. Салавиль доказывает многочисленными ссылками на Отцов Церкви. С особенной яркостью в этом смысле высказывается св. Иоанн Златоуст. В Беседе о предательстве Иуды встречаются следующие слова. «Иерей стоит и произносит оныя слова, сила же и благодать от Бога. Сие есть Тело Мое, говорит он, и сие слово изменяет предложенное» [PG 49, 380. Вообще в указанной статье о Салавиля приведено полное обозрение святоотеческой и богословской литературы по этому вопросу. Трудность некатолического толкования слов св. Иоанна Златоуста сознавал Митр. Филарет, который в одном из своих писем старается их объяснить тем, что св. Иоанн говорит «для назидания, а не для догматического исследования».Письма Митр. Филарета, Киев, 1869, стр. 220]. Лишь в VIII веке возникло новое учение о том, что Пресуществление завершается при произнесении эпиклезиса. Несмотря на это, многие православные иерархи и целые поместные церкви продолжали придерживаться католического учения. В частности, Русская церковь до конца XVII века продолжала веровать, что пресуществление Св. Даров совершается при произнесении слов Христа, и лишь под влиянием греков изменила свою веру. Столь выдающийся иерарх Православной церкви как Петр Могила, которому православие обязано Православным Исповеданием Веры, держался в этом вопросе католического учения [По свидетельству того же Митр. Филарета: «Письма», стр. 240-241].

По мнению о Салавиля, однако, призывание Святого Духа вполне уместно и объяснимо, хотя пресуществление уже совершилось. Напоминая слова Св. Григория Нисского, что «всякое действие, идущее от Бога к твари исходит от Отца, проходит через Сына и совершается в Духе Святом», о Салавиль считает, что подобно тому, как всякая actio transiens Бога является действием всех трех Лиц Святой Троицы, так и Св. Евхаристия совершается Отцом, Сыном и Святым Духом. И соответственно этому в Литургии содержатся молитвы, относящиеся к каждому Лицу Св. Троицы по преимуществу. Часть канона от Евхаристической молитвы до слов установления Св. Таинства относится к Богу Отцу, затем следует самое установление Таинства Сыном, после чего вполне уместна молитва Святому Духу. Таинство совершает не священник, простое орудие в руках Божиих, а Сам Великий Первосвященник - Христос, и совершает его теми же словами, которыми Он совершил его на Тайной Вечери. Но совершает его совместно с Отцом и Духом Святым - «по воле Отца, при содействии Духа Святого дал жизнь мiру» (qui ex voluntate Patris, cooperante Spiritu Sancto… mundo vivificasti), говорит одна из последующих молитв римской Литургии. Таким образом, Дух Святой принимает такое же участие в пресуществлении, как и другие лица Святой Троицы.

Но почему же просить Его о преложении Св. Даров, если они уже пресуществились? О. Салавиль отвечает и на этот вопрос. Потому, говорит он, что одновременно произнести все молитвы невозможно - они произносятся во времени, одна за другой в их логической последовательности, самое же действие совершается мгновенно. И о. Салавиль напоминает исцеление кровоточивой, когда Христос, сказал женщине: «Иди в мире и будь здорова от болезни твоей», уже после того, как она была исцелена. (Мк. 5, 25-34) [DTC, vol. V, col. 296] .

К сказанному можно добавить ещё следующие соображения. Римскую Литургию упрекают в уничтожении эпиклезиса [Даже столь внимательный исследователь, как проф. Арсеньев, полагает, что эпиклезис… «на Западе потом исчезает, или вернее совершенно стушевывается перед установительными словами Таинства и теряет свое значение». Статья в Сборнике «Проблемы русского Религиозного Сознания», Берлин, 1924, стр. 353]. Справедлив ли этот упрёк? Мы видели, что эпиклезис находится во всех древних Литургиях, но везде ли призывание Св. Духа имеет одинаковое значение? Так называемая Анафора Серапиона, не имеющая в своей первоначальной форме установительных слов Христа и анамнезы, и относимая потому доктором Лицманом [Hans Lietzmann, "Messe und Herremahl", Bohn, 1926, SS. 36-37 und 196] к совершенно особому типу Литургий, не связанному с существующими Литургиями восточными и западными, действительно имеет молитву о преложении Св. Даров Святым Духом.