Святоотеческие толкования ветхозаветных священных книг, их методы и значение для православной библейской экзегетики

Страницы работы

Содержание работы

Святоотеческие толкования ветхозаветных священных книг , их методы и значение для православной библейской экзегетики.

Курсовая работа (все работы этого автора)

Всякому православному человеку понятно , что основа и центр всего Священного Писания - Личность Господа нашего Иисуса Христа. «И Ветхий Завет и Новый взирают на Христа , первый как на Свое упование , второй как на свершившийся факт» ,- так перефразировал мысль блаж. Августина русский исследователь и библеист М. Корсунский. [1] И эта фраза глубоко правильна. Именно Христос , стоящий на грани тварного и нетварного , соединяющий в Себе и божественное и человеческое - центр всякого философствования и всех интуиций и откровений.

И нет , пожалуй , ни одной религии , ни одной культуры , где бы не было , хоть и прикровенно , выражено знание о Нем , «Альфе и Омеге» , «Начале и Конце» (Откр. 1. 8)

Великие греческие мыслители и философы , такие , как Сократ , стоик Хрисипп , Сенека , Севиллы , Цицерон указывали , что должен явиться миру и воссиять примиритель Неба и Земли. [2]  Иногда в древних текстах прямо указывается , что этот пришелец восстановит утерянное блаженство , отопрет запертый Рай. [3] В языческих мифах и легендах , в философских прозрениях и мистических таинствах орфиков словно оживают страницы Библии , через мрак заблуждений и человеческих умственных блужданий проглядывают крупицы Евангельской Истины. [4] Иначе и быть не может , ведь Иисус Христос был изначала и именно Им «создано все , что на небесах и что на земле , видимое и невидимое...все Им и для Него создано , и Он есть предел всего и все Им стоит»(Кол. 1.16-17)

Известный апологет и мыслитель второго века святой Иустин Философ в согласии с Библией создал учение о вечном существовании закона Логоса в мире , закона порядка и смысла , противостоящего хаосу и бессмыслице. Св. Иустин писал : «Христос есть Первородный Бога , Его Логос , к Которому причастны все люди : вот что мы познали и о чем свидетельствуем... Все жившие согласно Логосу , - суть христиане, даже если их считали атеистами , как , например , у греков Сократ , Гераклит и подобные им...» [5]

Высший и наиболее полноценный этап Богооткровения содержится в Библии , и поэтому наше внимание в первую очередь должно быть обращено на нее. Библейским откровением уже и следует поверять все остальные человеческие прозрения и интуиции.

Сам Господь Иисус Христос завещал : «Исследуйте Писания , ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную ; а они свидетельствуют о Мне»(Ин.5,39).Вся Библия - книга , указывающая нам на Иисуса Христа. В ней , в Библии , мы словно видим Воплощение Божие: «Писание воплощает в себе Слово , а воплощение Слова довершает преобразование слушания и чтения слова в Евхаристию»,- пишет современный французский православный мыслитель [6] Оливье Клеман. Каждая строка Библии или прямо или косвенно возводит наш ум к Мессии. И даже сама композиция Книги Книг от падения людей «...через мрак отчаяния , через талантливых и посредственных духовных вождей и руководителей израильского народа ; через плеяду пророков и царей , через падения и восстания словно показывает нам , что мир нуждается в Личности , готовой взять на себя ответственность за историю и судьбу человечества.» [7]

Православные экзегеты говорят , что для того , чтобы добраться до сути , до смыслового ядра Священного Текста необходимо учитывать в Библии наличие 4-х «уровней» текста , или «смысловых слоев» [8] :

1) исторический смысл , или буквальный

2) аллегорический или типологический

3) топологический или этический

4) анагогическиий или мистический [9]

Все четыре уровня текста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они переплетаются  и должны толковаться как нечто цельное и законченное. И такое толкование возможно только в Церкви , Которая одна является хранительницей апостольской традиции толкования и понимания текста.

Таким образом мы подошли к смыслу нашей темы : рассказать о принципах и способах православной святоотеческой экзегезы.

Первым библеистом , заложившим основы святоотеческого принципа толкования священного текста был Ориген. Он сравнивал Писание с миндалем : горькая кожура миндаля - «убивающая буква», ее нужно «отринуть» (т.е. не предпочитать другим способам толкования). «Затем , - пишет Ориген , - ты доберешься до крепости скорлупы , означающей нравственное учение , обязанность властвовать над самим собой : эти вещи необходимы для защиты хранимого внутри, но они должны быть сломаны , и , тогда , несомненно , обнаружатся запертые и сокрытые под этими оболочкам таинства Премудрости и Всеведения Божия, укрепляющие и питающие души святых.» [10] безусловно следует быть настойчивым в овладении знаниями , следует « стучать и искать», что бы понять Библию. Нужно, применяя все возможные методы современной герменевтики и экзегезы понять , какие образы скрываются за символикой Библии. Однако наука не в состоянии даровать подлинное уяснение смысла Библии , этот смысл открывается лишь в молитве , только молитва по настоящему связывает нас с Богом и помогает нам не просто воспринимать , но и познавать и исполнять волю Божию. «Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов , созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца - этого не достигнет ни человеческая наука , ни мирская образованность , но только чистота души через просвещение Святым Духом» [11] .

Похожие материалы

Информация о работе