Святоотеческие толкования ветхозаветных священных книг, их методы и значение для православной библейской экзегетики, страница 4

И еще одно богословско-экзегетическое направление было в Древней Церкви. Это так называемая Эдесская школа , которая отличалась большой строгостью в догматической сфере. В Эдессе также практиковались и исторический и аллегорический метод толкования священных книг , но к этому присовокуплялись догматические , в частности экклезиологические  положения .Из представителей данной школы можно назвать Афрата , св. Ефрема Сирина , Нарсая , Иакова Едесского. Эта школа возникла в начале 4 столетия и к 8 веку пришла в упадок. Толкования на Ветхий и Новый Завет , которые нам оставил преп. Исаак Сирин являют прекрасный образец данного направления.

Святые отцы заложили основы православной экзегетики и как бы библеистика не развивалась , какие бы новые открытия не делала библейская археологиия , всегда святоотеческие комментарии останутся непревзойденными образцами истолкования библейского текста , совмещающего в себе и научные знания и духовно-мистический опыт.

1) Августин (Никитин) иером. Православное учение о примирении между Богом и человеком Л.,1975 (Машинопись)

2) Алеманов Г. прот. Руководство к изъяснению Слова Божьего Казань., 1876

3) Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.4.,СПб,1917

4) Голубинский Ф.А. ;Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. СПб.,1906

5) Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в 3-4 вв. //Христианское чтение , 1913

6) Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский СПб.,1908

7) Ильинский В. Прот. Антиохийская школа //Вера и разум №5-1897

8) св. Иоанн Кассиан Собеседования 14,9 Писания. Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1993

9) св. Исаак Сирин. Аскетические трактаты 1 , Цит. по : Клеман О. Указ. соч. с.99

10) св. Иустин Мученик Апология 1 , 46. Творения. М.,1995

11) Калиген М. Жизнь и история. Мюнхен , 1978

12) Клеман О. Истоки. богословие отцов Древней Церкви. М.,1994

13) Корн. П.Р. Всемирные сказания о Рае и Спасении , М.,1997

14) Корсунский М., Библия или научный метод критики , СПб.,1904

15) Корсунский И. Новозаветные толкования Ветхого Завета М., 1885сл

16) Мень А прот. , Библия и история ее толкований .Сб., Библия и современные исследования. Минск, 1997

17) Мень А. Прот. Антиохийская школа экзегезы./Словарь по библиологии т.1 , Загорск 1984 (Машинопись)

18) Ориген. Девятая гомилия об именах. Цит. по : Клеман О. Указ. соч.,

19) Поснов М.Э. История христианской Церкви Брюссель , 1964

20) Рождественский А.П .проф. прот. Лекции. СПб, 1902

21) Спасский П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета СПб.,1912


[1] Корсунский М., Библия или научный метод критики , СПб.,1904 с.56

[2] См. Голубинский Ф.А. ;Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. СПб.,1906 с. 256 сл.

[3] Корн. П.Р. Всемирные сказания о Рае и Спасении , М.,1997 с.97

[4] Августин (Никитин) иером. Православное учение о примирении между Богом и человеком Л.,1975 (Машинопись)

[5] св. Иустин Мученик Апология 1 , 46. Творения. М.,1995

[6] Клеман О. Истоки. богословие отцов Древней Церкви. М.,1994,с.95

[7] Калиген М. Жизнь и история. Мюнхен , 1978 с. 47

[8] См. Мень А прот. , Библия и история ее толкований .С., Библия и современные исследования. Минск, 1997 ,с.289

[9] См. Следующие специальные исследования : Корсунский И. Новозаветные толкования Ветхого Завета М., 1885 с.21 сл ;Спасский П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета СПб.,1912 с.87 сл.

[10] Ориген. Девятая гомилия об именах. Цит. по : Клеман О. Указ. соч., с.97

[11] св. Иоанн Кассиан Собеседования 14,9 Писания. Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1993

[12] св. Исаак Сирин. Аскетические трактаты 1 , Цит. по : Клеман О. Указ. соч. с.99

[13] Цит. по : Алеманов Г. прот. Руководство к изъяснению Слова Божьего Казань., 1876,с.97

[14] Цит. по: Рождественский А.П .проф. прот. Лекции. СПб, 1902 с.3

[15] См. Поснов М.Э. История христианской Церкви Брюссель , 1964 , с.185

[16] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.4.,СПб,1917 с.64

[17] Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в 3-4 вв. //Христианское чтение , 1913 с.597

[18] Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский СПб.,1908 ,с.19

[19] Мень А. Прот. Антиохийская школа экзегезы./Словарь по библиологии т.1 , Загорск 1984 (Машинопись) с.54

[20] Болотов В.В. Указ. соч. с.5

[21] Ильинский В. Прот. Антиохийская школа //Вера и разум №5-1897 с.57

Коментарий пользователей

 Коментарии к работе (всего 0)