Святоотеческие толкования ветхозаветных священных книг, их методы и значение для православной библейской экзегетики, страница 3

Однако после всего вышесказанного , когда мы упомянули об основном принципе святоотеческой экзегезы , экзегезы сочитающей в себе образованность с молитвенно-аскетической практикой и с православным принципом о четырех уровнях смыслов Священного библейского текста , следует посмотреть на формирование определенных традиций библеистики.

Именно в древних богословских школах формировались те принципы православной экзегетики и герменевтики , которыми мы пользуемся и сегодня.

 Древнейшей богословской школой является Александрийская богословская школа. Именно Александрия в древности была главным интеллектуальным центром греческой нации и именно здесь еще в 3-5 столетии по Р.Х. существовали искренние философы и пытливые , ищущие ученики.

По преданию эта школа была основана еще евангелистом Марком. Школа , по началу , была элементарными катехизическими курсами , но около начала 2 столетия она начала расширяться. В состав преподаваемых предметов были включены светские предметы , включение в программу наук высшего курса произошло в конце 2 века , при заведовавшем школою Пантене (181- ок.200). Конец 2 столетия - период расцвета Александрийской школы. Прекрасная иллюстрация ее духовного и светского уровня - обращение Климента. Завершая свое классическое образование путешествием по культурным центрам древнего мира Климент прибыл в Александрию и был поражен философом-богословом Пантеном [15] . Климент становится слушателем Пантена , а после отбытия наставника на Восток , делается учителем школы.

Однако апогеем школы в Александрии становится личность Оригена. Именно Ориген сделал толкование Священного Писания профессиональным занятием. Однако в этой школе критерием и мерилом правильного метода толкования стал аллегорический метод толкования Св. Писания. Это приводило зачастую к тому , что в Писании находили что-то , чего там просто не могло быть. Болотов писал , что не «Священное Писание» задавало толк богословствованию в школе , но оно само толковалось исходя из понятому по-своему богословию. Т.о. экзегетика и богословствование были в Александрии не наукой , но искусством [16] , в чем то близким к поэзии. И если в лице высших , одареннейших мыслителей александрийской школы , как то : Ориген , Климент и др. Богословские прозрения достигали удивительной высоты и верности духу кафолической Церкви , то менее «харизматичные» богословы не были застрахованы от ошибок и недопонимания. Однако аллегорический метод толкования был признан в православной церкви и испольщзуется поныне. Особенной высоты , после Оригена , он достигает в творчестве таких св. отцов как св. Григорий Чудотворец и св. Афанасий Александрийский.

В 4 веке слава Александрийской школы стала увядать. Основная причина этого - обвинения в ересях Оригена и , как следствие , недоверие к аллегорическому способу изъяснения Библии.

Центром богословия и экзегетики становится Антиохия , где формируется иной взгляд на богословие и экзегезу.

Если грек тяготел к синтезу и умозрению , то сириец обнаруживал особенную склонность и способность к позитивному аналитическому мышлению , что и считалось подлинной наукой. [17] Для сирийца на первом месте стояли интересы нравственного и практического характера и эту область он не осмеливался подчинить руководству ума , но искал для нее более прочную опору. Подобно иудеям , сирийцы искали авторитете в предании и именно к нему обращались за разрешением сложных вопросов. [18]

Основой всякого богословствования в Антиохийской школе становится Священное Писание. В изучении Писания делается акцент на изучение конкретной остановки , в которой протекала Священная История. Это , по словам прот. Александра Меня ,- сближает экзегезу Антиохийской школы с современным методом выяснения «жизненного контекста» [19]

Подобный метод вопреки александрийской традиции позволял антиохийскому экзегету открыть не «максимум» , а «минимум» смысла данного слова. [20]

Таким образом , если в Александрии . как мы говорили экзегезис был неупорядоченным , поэтическим . вольным , в Антиохии ему сообщают характер науки. Представителями данной школы на раннем этапе ее существования были : мученик Лукиан , Евсевий Никомидийский , Феодор Ираклийский , Мелетий Антиохийский - учитель св. Иоанна Златоуста.

Однако начиная с конца 4 века в этой школе появляются люди , которые гением своей личности преодолевают «зацикленность на историзме» [21] Это , например , св. Иоанн Златоуст , блаж. Феодорит Кирский. Они и многие другие сумели совместить в экзегезисе как лучшие достижениия исторического метода , так и аллегоризм александрийского направления. Как комментарии на Ветхий Завет , так и комментарии на Новый Завет у данных отцов отличается глубиной , внимательностью к букве и духу , аутентичностью православной догматике.