Установка на инженерный труд у большинства студентов уже сформирована при изучении ими специальных дисциплин. Но существование двух установок не только не мешает успешной работе, но и делает человека более устойчивым в случае неудачи в реализации одной из них.
Промышленные предприятия и фирмы нуждаются не столько в инженерах, сколько в руководителях и здесь молодые специалисты могут стать сразу мастерами и помощниками мастеров. В коммерческих и торговых фирмах, в НИИ и КБ возможность стать руководителем возникает позже, после того, как специалист зарекомендует себя на рядовой должности. Но и в первом и во втором случае знание теоретических основ руководства может оказать определяющее воздействие на деловую карьеру специалиста.
Успешный труд руководителя требует больших усилий и связан со значительными нервными нагрузками. Но нельзя считать его нетворческим или неблагодарным. Человек, а тем более коллектив, несоизмеримо более сложный объект управления, чем любая машина, поэтому работа сильного руководителя насыщена творческими компонентами. Что же касается стимулов, то, кроме очень серьёзной финансовой мотивации, у руководителя оказывается одна очень важная возможность - каждый день заботиться о людях, дарить им радость хорошо организованного совместного творческого труда. Благодаря этому сильный руководитель, как правило, получает от своей работы большое моральное удовлетворение и редко меняет ее на любую другую.
Предлагаемый курс опирается на имеющийся у студента жизненный опыт. В тех случаях, когда учащийся работал до поступления в институт или обучается без отрыва от производства, усвоение материала идет успешнее. Наиболее трудно предмет дается студентам, отличающимся инфантильностью и узкой технократической направленностью интересов.
Большое значение для изучения теории руководства имеют прочные знания в области гуманитарных дисциплин - истории, философии, экономики.
В конце каждой главы содержатся контрольные вопросы и задания, способствующие более полному и глубокому освоению материала. Сноски даны непосредственно в тексте.
Прежде чем Вы начнете изучать теорию руководства, следует выполнить тест Л.Д.Кудряшовой: "Проверьте, какой Вы руководитель". По окончании курса полезно вновь выполнить этот тест, заполнив в нем шкалу "Ваш идеал". Если результаты тестирования улучшились, то Вы правильно поняли предложенный материал и, скорее всего, представляете себе, как надо руководить.
Важнейшей частью пособия является методика оценки и самооценки качества руководства. Если Вы реализуете в работе слабый тип руководства, то лучше Вам подыскать другую работу, не связанную с людьми. Впрочем, если слабость или недостаток, который вынуждает Вас так работать, устраним, то еще не все потеряно и есть шансы выправить положение. Руководитель, который не справляется с тяжелым коллективом или теряется в трудной управленческой ситуации, может оказаться на своем месте в спокойной обстановке, с более надежным коллективом или на менее ответственной работе.
Гораздо труднее "уничтожить" слабого руководителя, если таковым являетесь не Вы сами, а Ваш начальник. Как поступать в этой ситуации, "смириться под ударами судьбы иль должно оказать сопротивленье", - решать Вам и только Вам.
Приступая к изучению теории руководства, необходимо знать, что сильные руководители, как правило, проявляют большой интерес к теоретическим проблемам руководства и управления. Слабые обычно не усматривают для себя никакой пользы в изучении подобных проблем и в этом совершенно правы, поскольку обучить руководству можно только того, у кого к этому есть способности.
Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУКОВОДСТВА
"...правило, не знающее исключений, гласит: государю, который сам не обладает мудростью бесполезно давать благие советы..."
Н.Макиавелли
§ I. Что понимается под термином "руководство"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.