Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 15

В литературе служащим уделяется минимальное внимание, их качественный состав и квалификация невысоки. По существу, большинство из них являются практиками, поскольку кроме экономической и бухгалтерской службы все остальные служащие готовятся на рабочих местах, перенимая опыт (далеко не всегда лучший) старших коллег.

Низкие оклады служащих и стремление руководства их повысить, как и попытка уберечь нужных специалистов от сокращения, ведут к тому, что должности служащих начинают именовать инженерными. Так, чертежник и машинистка превращаются в техдокументаторов, а снабженец по метлам и тряпкам - в мастера административно-хозяйственной части. Повышение заработка несколько поднимает профессиональный престиж, но в дальнейшем на должности, с которыми может справиться и полуграмотный человек, приходится назначать дипломированных инженеров и техников.

Что же касается престижа инженерного труда, то он упал не в последнюю очередь и благодаря подобным "повышениям" служащих и техников.

Служащие на производстве занимаются следующими видами деятельности:

1) надзор за работающими, который осуществляют работники охраны, табельщики, частично работники отделов организации труда и заработной платы;

2) обеспечение трудовыми и материальными ресурсами (работники снабжения, сбыта, отдела кадров);

3) обслуживание работающих и создание нормальных условий для их деятельности (секретари, экономисты, архивариусы, нормировщики и т.д.).

Главной трудностью в работе с кадрами руководителей является их недостаточный профессионализм и технократические представления о сущности своей работы, с инженерами - невозможность непрерывного должностного роста (повышение инженера в должности связано с переходом в руководители); на кадрах служащих негативно отражается их крайне низкий профессиональный престиж.

Контрольные вопросы

1. Могут ли быть тождественны интересы личности и группы?

2. Может ли личность без вмешательства руководителя согласовать свои интересы с интересами группы и общества?

3. Попытайтесь проанализировать поведение руководителя, знакомого Вам: членом какой группы он себя считает - той, которой руководит, или группы руководителей?

4. Не наблюдали ли Вы в деятельности руководителей моментов, чем-то напоминающих поведение вожаков стай животных?

5. Согласны ли Вы с тем, что деятельность инженера принципиально отличается от деятельности руководителя?

6. Должен ли хороший техник зарабатывать больше, чем инженер?

Глава III. СТИЛЬ И АВТОРИТЕТ

§ 11. Стиль руководства

"Не стоит лишь надеяться на то, что можно принять безошибочное решение наоборот, следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую. Однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо".

Н. Макиавелли

Руководитель может действовать в интересах управляемой им группы, в интересах вышестоящей управленческой системы или в интересах общества. Лучшие результаты достигаются тогда, когда он в состоянии сочетать эти разнородные и противоречивые интересы. Если рассматривать только первый, самый нижний уровень основного противоречия руководства - противоречие между интересами членов группы и общегрупповым интересом, который выражает (а точнее должен выражать, если он не бюрократ) руководитель, то окажется, что это противоречие можно разрешить тремя основными способами:

1) подавить интересы каждой отдельной личности;

2) подавить интересы группы в угоду частным интересам ее членов;

3) сочетать интересы личности и группы.

Если проанализировать, как разрешается это противоречие на более высоких ступенях управленческой пирамиды, то окажется, что и здесь наблюдается то же самое, с той лишь разницей, что место личностей занимают группы или целые управленческие системы, а место группового интереса занимает общественный интерес.