Краткий курс теории руководства: Учебное пособие

Страницы работы

Содержание работы

СПбГМТУ

Кафедра политологии и социального управления

А.Б.КОЗЫРЕВ

Краткий курс теории руководства

учебное пособие

на правах рукописи

2005


ПРЕДИСЛОВИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА “ТЕОРИЯ РУКОВОДСТВА”.

Успешность карьеры, эффективность работы, конкурентоспособность на рынке труда, в конце концов, благосостояние и удовлетворённость жизнью выпускников СП ГМТУ в значительной степени зависит от их умения руководить людьми и общаться с ними. Навыки в этой области можно и нужно развивать, а знания, имеющиеся у студентов, обучающихся без отрыва от производства, нуждаются в систематизации и углублении. Следовательно, целью преподавания данной дисциплины является:

Во-первых, содействие в решении проблем коммуникации и руководства, которые возникают у молодых специалистов, ознакомление студентов с работой руководителей, формирование установки на участие выпускников в этой деятельности, усвоение принципов оценки и самооценки управленческих способностей и качеств личности.

Во-вторых, формирование у будущих руководителей адекватного самосознания. Понимание того, какое место в обществе занимает социальная группа руководителей, какова её роль и функции, в чём состоят интересы, приходит не сразу и не всегда безболезненно. Занятия по дисциплине должны в дальнейшем облегчить этот процесс.

В-третьих, совершенствование навыков в понимании себя, своей личности и других. В этой части спецкурс затрагивает теоретические и прикладные аспекты социальной психологии и может рассматриваться как важный элемент гуманитарной подготовки студентов.

Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы повысить привлекательность руководства, как деятельности в глазах студентов, научить их адекватно оценивать качество работы и профессионализм руководителей, в том числе и качество собственного руководства, помочь стать увереннее и раскованнее в общении.

Как показывает практика, дисциплина неизменно вызывает интерес у студентов, причем, чем больше их жизненный опыт и чем активнее они занимались организаторской работой, тем выше этот интерес. В значительной части усвоение лекционного курса идет в режиме непроизвольного запоминания, что закрепляется в деловых играх и тренингах, однако, беседы с теми, кто уже давно прослушал аналогичный курс, показывают, что к материалам, навыкам и информации, полученным в ходе его изучения, молодые специалисты неоднократно возвращаются.

Существует мнение, что нет ничего проще, чем руководить людьми. Не этим ли объясняется та легкость необыкновенная, с которой берется за это дело всякий, кого определили в начальники? Главное, как ему кажется, - благие намерения и большие полномочия. Но вдруг совершенно неожиданно выясняется, что результаты такого руководства прямо противоположны намерениям и надо снова кого-то искать, опять и опять назначая на ответственную работу случайных людей. Неудивительно, что при такой кадровой политике все мы без исключений оказываемся жертвами (если не заложниками) некомпетентных руководителей и созданной ими для своего удобства управленческой системы.

Для того чтобы руководить людьми профессионально и эффективно, нужно знать дело и понимать людей, обладать способностями к руководству и жизненным опытом. Поскольку многих выпускников СП ГМТУ ожидает в перспективе работа мастеров, начальников цехов и участков, директоров, начальников НИИ и КБ, то им необходимо обладать знаниями о том, что такое руководство, как функционирует трудовой коллектив, какие опасности ожидают руководителя. Эту задачу и призвано решить предлагаемое учебное пособие.

Хороший инженер может быть слабым руководителем потому, что не каждый обладает способностями к управленческой деятельности. Но даже самый способный к руководству человек не справится с работой, если не будет обладать серьезными теоретическими знаниями об объекте своего управления. Несколько проще с опытом - он со временем появится, но уже в университете будущему руководителю полезно тренировать свои организаторские навыки. Курс "Теория руководства" должен помочь студенту при ответе на вопрос: "Получится ли из меня руководитель?", а выпускнику - "Получился ли из меня руководитель?". Кроме того, тот, кто внимательно изучит этот предмет, сможет по стилю работы отличить сильного руководителя от слабого.

Чтобы стать хорошим руководителем, нужно к этому стремиться. То, что сегодня многие честные, способные и знающие специалисты руководить не хотят, считают эту работу "грязной", нетворческой и не связанной с полученной в вузе специальностью - подлинное бедствие нашей управленческой системы. В результате открывается широкий простор для карьеристов и дилетантов, а ведь известно, что результаты деятельности одного слабого руководителя могут свести на нет труд тысяч лучших специалистов.

Автор пособия сознательно ставит перед собой цель - формировать у студентов установку на творческий труд руководителя.

Похожие материалы

Информация о работе