МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
«Защита материалов от коррозии»
под редакцией Трифонова И.И.
Зайцев А. Л.
Кузьмина В. И.
Ковров 2005г.
Коррозия металла – физико-химическое взаимодействие между металлом и средой, в результате которого изменяются свойства металла и наблюдается ухудшение функциональных характеристик металла и среды, или включающей их технической системы. Коррозия металлов и сплавов может протекать в результате химического (химическая коррозия), электрохимического (электрохимическая коррозия), биологического (микробиологическая коррозия), радиационного (радиационная коррозия) или механического воздействия внешней среды.
Коррозионная стойкость - способность металлов и сплавов противостоять коррозионному воздействию среды.
Коррозионный эффект - изменения в любой части коррозионной системы, вызванное коррозией.
Коррозионное повреждение - коррозионный эффект, несовместимый с назначением металла, среды или технической системы, частью которой они являются.
Пассивация - переход металла в состояние, при котором резко замедляется скорость коррозии.
В зависимости от условий, в которых находятся подвергающиеся внешнему воздействию металлы, оно по-разному влияет на их первоначальные свойства, и в зависимости от особенностей такого воздействия выделяют различные виды коррозии.
Сплошная коррозия (равномерная или неравномерная).
Локальная коррозия (местная) – разрушение отдельных участков поверхности в виде пятен (коррозия латуни в морской воде); язв (коррозия стали в грунте).
Питтинг - коррозия нержавеющей стали в морской среде. Отношение глубины максимального питтинга Рмах к средней глубине проникновения Рср называется питтинг-фактором F.
F = Pmax / Pcp.
Селективная (избирательная) коррозия, например, обесцинкование латуни в растворе серной кислоты.
Щелевая коррозия. При установлении стационарных условий анодное поражение металла обычно происходит вблизи горловины щели, а катодное восстановление окислителя - на наружной поверхности металла. Присутствие ионов Cl-, Br-, J- ускоряет щелевую коррозию.
Подосадковая коррозия. Коррозия, сопровождающаяся осаждением продуктов коррозии и проходящая или под осадком или в непосредственной близости от него. Такая коррозия происходит под дорожной грязью на крыльях автомашин, под илом на корпусе корабля, в конденсаторах, охлаждаемых морской водой, под изоляцией из шлаковой ваты вокруг труб центрального отопления, намокшей в результате утечки воды.
Межкристаллитная коррозия. Коррозия в тонком приграничном слое между кристаллами металла. Наиболее характерна для нержавеющей стали, наблюдается при окислении чугунов при переменном нагревании и охлаждении.
Транскристаллитная коррозия. Возникает под действием механических напряжений и приводит к развитию трещин, проходящих через кристаллиты металлов.
Эрозионная коррозия. Это процесс, сочетающий эрозию и коррозию, обычно вызывается быстро текущей жидкостью и зависит от степени турбулентности. К эрозионной коррозии особенно чувствительны медные сплавы.
Кавитационная коррозия. Это процесс разрушения металла при одновременном ударном и коррозионном воздействии среды. Наблюдается, например, в ротационных насосох и на винтах скоростных судов.
Фреттинг - коррозия. Процесс, включающий совместное действие коррозии и вибрационного скольжения двух контактирующих поверхностей. Наблюдается в воздушной среде, при скольжении металлических поверхностей под давлением друг по другу. При этом в отдельных точках происходит их взаимное приваривание. При последующем движении вырываются мелкие частицы, которые быстро окисляются. Фреттинг - коррозию можно наблюдать при дальних перевозках металлических листов, сложенных штабелями, свернутых в рулоны; упакованных в связки стержней, в плотно сочлененных конструкциях, например, опорах. Фреттинг - коррозия опасна при полетах в космос.
Коррозионное растрескивание.
Оно происходит при одновременном действии механических растягивающих напряжений и коррозионной среды. Если напряжение переменное, то процесс называется коррозионной усталостью. Причиной разрушения металлов в этом случае являются деформации, вызываемые растягивающими механическими напряжениями, превышающими критические значения.
Трещины, возникающие при коррозионной усталости, являются, как правило, транскристаллитными, неразветвленными и широкими. Часто образуются сразу группы трещин. Коррозионно-усталостные разрушения могут возникать при работе корабельных винтов, системах горячего водоснабжения, или центрального отопления, если трубы смонтированы очень плотно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.