Одной из множества причин является, конечно, непонимание Рудольфом сложности переходного возраста. Свою вину в психическом надломе девочки он осознал, но очень поздно, когда уже было сделано много ошибок. Он не учёл особенностей характера Ио, поддался наваждению чувств. Возможно ему была уготована роль ввести девочку в самостоятельную жизнь и уберечь от психической травмы. Но как? Безусловно, притягательная сила рассказа заключается в том, что автор даёт ответ на вопрос: как можно было предотвратить беду? Мы частично уже ответили на него, выявив некоторые причины случившегося. И сейчас создавая конструктивные знания, дополним и подытожим их.
Итак, пережить «опасный возраст» помогают знания о себе. Их может дать, как убедил наш текст, и литература. Писателю-психологу в художественном образе удаётся доступно и с жизненной достоверностью преподнести серьёзные научные истины. И это подтверждает психологический комментарий. Выдающийся психолог Л. С. Выготский писал об «опасном переходном возрасте»: «В жизнь ребёнка вступает в эту пору новый мощный фактор в виде полового созревания, полового инстинкта. Устойчивое прежнее равновесие… оказывается нарушенным; новое равновесие ещё не найдено. Это нарушенное равновесие и составляет основу кризиса, переживаемого ребёнком в этом возрасте…»
[ 2, с. 45 ].
Неустроенность их личных судеб. Автор не даёт оценки семейной жизни Рудольфа. Но несомненно, что его семья создана не на основе высокой любви, в которой присутствует полное взаимопонимание, страстное желание защитить имя любимой женщины. Возможно, устами Ио глаголет истина: Рудольф не счастлив в семейной жизни». Понять поведение девочки, постоянно звонящей мужу, могла бы умная и проницательная жена, чутким и добрым советом мудро распутавшая клубок противоречий.
Нередко облегчение душевным мукам приносит простой разговор с кем-то. Часто о тайном и запретном подростки впервые узнают от друзей! Ведь иногда просто необходимо кому-то высказаться, даже если это будет случайный попутчик в дороге.
Множество вопросов возникает у учеников: Чувство Ио — любовь? Какую роль сыграла эта история в судьбе каждого из героев? Чаще сего звучит тревожный вопрос: что будет с Ио дальше? Что поможет ей менее болезненно пережить случившееся? Ребята долго спорят: «А куда же дальше?» В данном случае действует технология педагогической рефлексии, предполагающая взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, самоидентификацию учеников с содержанием урока. Ответ на вопрос подсказывает автор. Символика текста помогает увидеть случившееся в широком бытийном контексте. Так, многозначный повтор образа пустыря, через который проходит Рудольф вместе с Ио, затем один. ассоциативно вызывает в памяти библейский миф о пустыне, через которую должен был пройти народ Израиля, очищаясь от греха, возрождаясь к новой жизни. Не случайно события заканчиваются в воскресенье — в день, который уже своим наименованием и праздничностью даёт надежду на духовное воскрешение, на благостное прощение. Мифологическое происхождение имени Ио тоже горит о возможном духовном возрождении.
Но психологическое воздействие произведения настолько велико, что закончить обсуждение на уроке просто не удаётся. Рассказ не покидает детей и после урока. Из домашних сочинений ребят больше всего привлекло задание ответить на вопрос автора: «А куда же дальше?» Главное — высказать личное понимание событий, не противореча авторской концепции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.