Психотерапевтическое воздействие рассказа «Рудольфио» обусловливают проблемы, актуальные для подростков вопросы, затронутые автором. Благодаря изучению произведения, подростки получили консультацию в области их личностного развития и становления, половой идентификации, особенностей протекания переходного возраста и связанных с ним возрастных кризисов. Психотерапия помогла осознать и задуматься над поставленными жизненными установками, целями. Анализируя персонажей, ученики тем самым анализировали себя, свои действия и желания. Переходный период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Психотерапевтическое воздействие рассказа помогает подросткам в некоторых моментах определиться в «мире взрослых», найти свое «Я».
Таким образом, успешное решение как образовательных, так и психотерапевтических задач при изучении литературы вызывает необходимость стимулировать активную работу воссоздающего и творческого воображения учащихся, способность эмоционально включаться в художественный мир. При этом предварительная подготовка к подобной деятельности нужна не только в средних классах, но и в старших, особенно при чтении неадекватно воспринимаемых произведений. Здесь важно заинтересовать творчеством писателя, показать актуальность идей изучаемого, вызвать потребность в его освоении.
Заключение
Чувства, которые рождает чтение литературы, являются специфическими, они всегда проникнуты переживанием эстетического наслаждения. Чем глубже оно, тем плодотворнее освоение психотерапевтического содержания произведения.
Сила эстетического наслаждения определяется не только совершенством художественного произведения, но и характером его интерпретаций, всей структурой, атмосферой урока. Внимание к эстетической, психологической стороне занятий является не погоней за внешней красивостью и эффективностью, а заботой о полноценном восприятии произведения искусства и развитии художественной чуткости учащихся.
Исключительно сильным проявлением психотерапевтического воздействия на учащихся является:
1. Пример самого учителя, его способность к ассоциативному мышлению, к творческому и воссоздающему воображению, сочинительству, эмоциональной заразительности, импровизации, художественному чтению. Между тем, всё это необходимо проявлять так, чтобы не подавлять творчество учащихся.
2. Высокая интенсивность общения, смена и разнообразие видов деятельности (интерактивный процесс).
3. Рефлексия учеников своей деятельности на уроке, предполагающая взаимоотображение, взаимооценку друг друга, обеспечивающая действие механизма самоидентификации.
4. Использование актуальных для учащихся тем, подбор произведений психологического характера (экзистенциальная литература, произведения А. Платонова, В. Распутина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского).
5. Психотерапевтическое воздействие усиливается образно-эмоциональной обстановкой на уроке (музыкальное оформление, инсценировки).
Возникновение эмоционально-психологического, эстетического переживания, творчески деятельного восприятия произведения в значительной степени зависит от создания в классе положительных отношений, обеспечивающих внутреннюю свободу, раскованность каждому ученику. В обратном случае творческая деятельность ребят будет тормозиться или не возникать совсем. Задача учителя — помочь услышать и пережить воспринимаемое литературное произведение, развить фантазию, воображение, способность выражать свои чувства.
Для этого педагогу необходимо использовать на уроках литературы современные технологии и методы:
─Технологию смыслотворчества.
Помогает каждому участнику педагогического процесса самому создать свой смысл изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации. — Технологию интерактивной игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.