17. Мифологический словарь: Книга для учителя. — М., 1985.
18. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. — 2001. — №2.
19. Олевская И.З. Психологическая культура личности: вчера, сегодня, завтра. — Гомель, 2002.
20. Платонов А. Повести и рассказы. — Л., 1985.
21. Полуянов Ю.А. Перспективы реализующие идей Л.С. Выготского о художественном детском творчестве //ВП. — 1997. — №1.
22. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. — Питер, 2000.
23. Распутин В. Век живи — век любви. Рассказы. — М., 1982.
24. Распутин В.Г. Литература умирает последней, но не умрёт //Всемирная литература. — 1998. — №6.
25. Рощеня Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при восприятии литературы //РЯЛ. — 2003. — №10.
26. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
27. Семёнова С. Талант нравственного учительства //Перспектива-8. — М., 1988.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 2001.
29. Шакирова Г.М. Усвоение учащимися понятий о нравственности на уроках литературы //ВП. — 1990. — №6.
30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе //ВП. — 2001. — №6.
Приложение 1
Урок по новым технологиям.
11 класс. Обобщающий урок по лирике С. Есенина
(технология «Французские мастерские»).
Цель урока: создание на уроке условий для самовыражения каждого ученика, для проявления им своей индивидуальности, эмоционального восприятия материала урока.
Задача урока: Открыть для себя Есенина как личность.
Ход урока:
1. Индукция: песня на стихи Есенина (грамзапись, кассета, под гитару).
2. Самоконструкция: подбор учениками ассоциаций к словам «открытие» и «Есенин», прослушивание, пополнение ассоциативных рядов, выбор ведущей ассоциации в обоих рядах, их согласование.
3. Социоконструкция. Работа в группах.
Задания для групп:
1 вариант (творческий)
1 группа. Переложить слова любого стихотворения
Есенина на современную мелодию.
2 группа. Составить нравственный кодекс по философской лирике Есенина.
3 группа. Нарисовать эмблему Есенинского мира в цвете.
2 вариант (исследовательский)
1 группа. Поэтика стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».
2 группа. Исследование лексики в стихотворении
«Песня о собаке».
3 группа. Художественные тропы в стихотворении
«Отговорила роща золотая».
4 группа. Тема любви в стихотворениях Есенина.
4. Социализация. Защита проектов.
5. Разрыв. Неоднозначность личности Есенина (явление «чёрного человека» — раздвоение личности?) в стихотворениях из цикла «Москва кабацкая».
6. Творчество. Мини-сочинение по ведущей ассоциации.
7. Рефлексия.
Введение
Изучение литературного произведения на всех этапах связано с многообразной, сложной духовной деятельностью читателя. «Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздаётся самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым с умственной, душевной, духовной деятельностью читателя» [ 10, с. 28 ].
Учитель литературы — один из немногих, кто способен пробудить в сознании ребёнка высокие помыслы, заставить звучать самые сокровенные струны души, научить думать и чувствовать. Литература — средство приобщения к общечеловеческой культуре, путь познания жизни новым человеком. Развитие ребёнка, формирование нравственной личности — основная задача не только литературы, но и всего педагогического процесса. Работать же над развитием учащихся возможно только с опорой на его личность, признавая равенство с учителем, а, значит, и право на сотрудничество, соавторство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.