Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 12

17.  Мифологический словарь: Книга для учителя. — М., 1985.

18.  Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. —  2001. — №2. 

19.  Олевская И.З. Психологическая культура личности: вчера, сегодня, завтра. — Гомель, 2002.

20.  Платонов А. Повести и рассказы. — Л., 1985.

21.  Полуянов Ю.А. Перспективы реализующие идей Л.С. Выготского о художественном детском творчестве //ВП.  — 1997. — №1.

22.  Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. — Питер, 2000.

23.  Распутин В. Век живи — век любви. Рассказы. — М., 1982.

24.  Распутин В.Г. Литература умирает последней, но не умрёт //Всемирная литература. — 1998. — №6.

25.  Рощеня Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при восприятии литературы //РЯЛ. — 2003. — №10.

26.  Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

27.  Семёнова С. Талант нравственного учительства //Перспектива-8. — М., 1988.

28.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 2001.

29.  Шакирова Г.М. Усвоение учащимися понятий о нравственности на уроках литературы //ВП. — 1990. — №6.

30.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе //ВП. — 2001. — №6.

Приложение  1

Урок  по  новым  технологиям.

11  класс.  Обобщающий  урок  по  лирике  С.  Есенина

(технология  «Французские  мастерские»).

Цель  урока:  создание  на  уроке  условий  для  самовыражения  каждого  ученика,  для  проявления  им  своей  индивидуальности,  эмоционального  восприятия  материала  урока.

Задача  урока:  Открыть  для  себя  Есенина  как  личность.

Ход  урока:

1. Индукция:  песня  на  стихи  Есенина  (грамзапись,  кассета,  под  гитару).

2. Самоконструкция:  подбор  учениками  ассоциаций  к  словам  «открытие»  и  «Есенин»,  прослушивание,  пополнение  ассоциативных  рядов,  выбор  ведущей  ассоциации  в  обоих  рядах,  их  согласование.

3. Социоконструкция.  Работа  в  группах.

                                                         Задания  для  групп:

1  вариант  (творческий)

1  группа.  Переложить  слова  любого  стихотворения

                     Есенина  на  современную  мелодию.

2  группа.  Составить  нравственный  кодекс  по  философской  лирике  Есенина.

3  группа.  Нарисовать  эмблему  Есенинского  мира  в  цвете.

2  вариант  (исследовательский) 

1  группа.  Поэтика  стихотворения  «Не  жалею,  не  зову,  не  плачу». 

2  группа.  Исследование  лексики  в  стихотворении 

                     «Песня  о  собаке».

3  группа.  Художественные  тропы  в  стихотворении

                      «Отговорила  роща  золотая».

4  группа.  Тема  любви  в  стихотворениях  Есенина.

4.  Социализация.  Защита  проектов.

5.  Разрыв.  Неоднозначность  личности  Есенина  (явление  «чёрного  человека»  —  раздвоение  личности?)  в  стихотворениях  из  цикла  «Москва  кабацкая».

6.  Творчество.  Мини-сочинение  по  ведущей  ассоциации.

7.  Рефлексия. 

Введение

      Изучение  литературного  произведения  на  всех  этапах  связано  с  многообразной,  сложной  духовной  деятельностью  читателя.  «Содержание  художественного   произведения  не  переходит,  как  вода,  переливающаяся  из  кувшина  в  другой,  из  произведения  в  голову  читателя.  Оно  воспроизводится,  воссоздаётся  самим  читателем  по  ориентирам,  данным  в  самом  произведении,  но  с  конечным  результатом,  определяемым  с  умственной,  душевной,  духовной  деятельностью  читателя»  [ 10, с. 28 ].

      Учитель  литературы  —  один  из  немногих,  кто  способен  пробудить  в  сознании  ребёнка  высокие  помыслы,  заставить  звучать  самые  сокровенные  струны  души,  научить  думать  и  чувствовать.  Литература  —  средство  приобщения  к  общечеловеческой  культуре,  путь  познания  жизни  новым  человеком.  Развитие  ребёнка,  формирование  нравственной  личности  —  основная  задача  не  только  литературы,  но  и  всего  педагогического  процесса.  Работать  же  над  развитием  учащихся  возможно  только  с  опорой  на  его  личность,  признавая  равенство  с  учителем,  а,  значит,  и  право  на  сотрудничество,  соавторство.