Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, сменой и разнообразием видов деятельности, целенаправленной рефлексией участников своей деятельности.
— Технологию рефлексии.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, самоиденфикацию учеников с содержанием урока.
Ученики знают и понимают не только самих себя, но и осознают, как они оцениваются своими товарищами, как ими воспринимаются.
— Нетрадиционные типы уроков литературы (урок-конференция, литературные салоны, урок-диспут).
Таким образом, включение в состав содержания учебных занятий по литературе системы разнообразных интерактивных заданий рассмотренного плана обладает существенным образовательным потенциалом.
Следует также учитывать интеграцию искусства слова с искусством звука и изображения
В частности, путём установления связей между выдающимися литературными «творениями, с их «переводами» на «язык» живописи, музыки, театра, кино и других смежных искусств.
Чувства воспитываются чувствами, а отношения, отношениями. Чувство и фантазия (воображение) в процессе восприятия литературно-художественного произведения настолько тесно связаны друг с другом, что Л. С. Выготский вообще предлагал смотреть на фантазию «как на центральное выражение» эмоциональной реакции [2; с. 265]. Зависимость силы и глубины чувств от деятельности воображения он назвал «законом эмоциональной реальности воображения»: чем ярче в воображении читателя воссоздаются писательские образы, тем сильнее он их переживает и, наоборот, чем схематичнее их представляет, тем более вялые чувства испытывает [2; с.16].
Таким образом, литературный материал даёт возможность педагогу целенаправленно развивать в своих воспитанниках способность понимать другого, входить в его состояние, сопереживать ему — качества, без которых нельзя создать в классе, атмосферу взаимопонимания, уважения к мнению настроению товарища, искренности, деликатности в оценке его творческих усилий, так необходимую для самовыражения каждого ученика
[№ 10; с. 38].
Список использованных источников
1. Анисимов В. И. Эмоционально-ценностный материал школьных учебников по литературе // РЯЛ. — 2000. — №1.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Изд. 2-е — М.: Просвещение, 1997.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.
4. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью. Практическая психология для учителя. — Мн.: Амалфея, 2000.
5. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста // В.П. — 2001. — №2.
6. Ипатова Т.А. Парадокс платоновского слова: речевое действие в представлении А. Платонова // РЯЛ. — 2001. — №4.
7. Камина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии. — М.: «Рефл-бук» 1997.
8. Качевская М.Е., Фирсова Л.М. Связь успешного художественного творчества с направленностью личности у детей // В.П. — 1990. — №3.
9. Капшай Н.П. Урок самопознания по рассказу В. Распутина «Рудольфио» //РЯЛ. — 2003. — №5.
10. Карпович Н.В. Предмастерская по рассказу А. Платонова «Корова» //РЯЛ. — 2003. — №10.
11. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // ВП. — 2002. — №1.
12. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. — МН.: Университетское, 2000.
13. Квятковский Е.В.Литературно-художественное самообразование старшеклассников // Педагогика. — 1997. — №1.
14. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // ВП. — 2000. — №4.
15. Курбак Е.Н. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках русской литературы // РЯЛ. — 2002. — №1.
16. Мелик-Пашаев А.А. Пушкин А.С. и Психология художественного творчества // ВП. — 1999. — №5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.