Ребят рассказ волнует, прежде всего потому, что в нём есть непосредственная адрессованость читателю, который остро переживает поднятые художником возрастные проблемы и благодаря писателю может открыто поговорить о сокровенном, получить ответ на болезненные возрастные вопросы. Как важно, что сегодняшняя прагматичная молодёжь не лишена возвышенных чувств и способна искренне сопереживать герою. А учителя при работе с текстом привлекает интересная творческая задача: сохранив личностный интерес учеников, раскрыть познавательный потенциал произведения, используя самые разнообразные методические приёмы.
Рассказ В. Распутина «Рудольфио», на примере которого мы попробуем раскрыть психотерапевтическое воздействие литературного материала, открывает разнообразные возможности для проведения разных типов урока: урока-размышления, интегрированного урока, диспута в творческой мастерской писателя. Психолого-лирическую настройку может создать инсценировка отрывка из «Снегурочки» А. Н. Островского ( д.4, явл. 2) или чтение наизусть любимых стихов о любви.
Вступительное слово учителя готовит старшеклассников к литературному вхождению в текст. Важно настроить ребят на волну художественного мышления писателя, подвести к пониманию особенностей его стиля. В 1966 году, когда создаётся рассказ «Рудольфио», читатели знакомятся с первыми книгами В. Распутина «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Уже на раннем этапе творчества в молодом иркутском прозаике проявляется дар психолога. Он стремится проникнуть в тайны личностного мужества покорителей тайги («Я забыл спросить у Лёшки»), в сложную мотивацию поведения человека, попавшего в критическую психологическую ситуацию. в этот период создан в стиле психологического повествования рассказ «Василий и Василиса». В 1967 году известность Распутину приносит социально-психологическая повесть «Деньги для Марии».
В. Распутин умеет в малом жанре «намекнуть на огромные пласты содержания, которые могли бы быть развёрнуты в целый роман. Здесь особенно сильна чеховская традиция стяжения больших жизненных объёмов в одну точную деталь и эмоционально-насыщенный образ»
[ 27 с. 288 ]. Характерна для Распутина и такая чеховская черта, как доверие к читателю. Художник создаёт широкое ассоциативное поле для образного мышления учащегося, для творческого соучастия в происходящих событиях.
Продолжая гуманистические традиции классической литературы, писатель обращает свой взор на судьбы тех, кому нужны сочувствие и поддержка
( как Марии ), кто вызывает искреннее сострадание ( старухи Анна и Дарья ), кто стал жертвой социальных катаклизмов ( Настёна Гуськова ). Прозаик утверждает веру в то, что «литература — это высветление человека, поданная ему рука помощи…» [ 24, с.158 ].
В «Рудольфио» моральная и душевная поддержка нужна всем героям. Прочитаем по ролям начало рассказа: разговор Ио и Рудольфа. Автор «пишет просто и ясно». Но уже в первой встрече героев намечается главная тема и серьёзный конфликт. Всё, что крупным и мелким штрихом наносится на полотно рассказа, подчинено главной теме — взрослению подростка в трудный переходный период.
На какие же изобразительные приёмы должен обратить внимание читатель, чтобы постичь ёмкую содержательность и смысл рассказа? Значительную часть в художественном пространстве текста занимают диалоги. Происходящие события чётко разбиты на отдельные фрагменты, напоминающие «картину», «сцену», «действие» в драматургии. Драматический принцип построения помогает художнику быть наиболее объективным в изображении персонажей, создаёт впечатление фактографической достоверности описанных событий, предоставляет возможность читателю довообразить происходящее и, обратившись к собственному опыту глубже узнать себя [ 9; с. 40 ].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.