По отношению к личности задача образования заключается в воспитании инициативной и творческой, культурной и духовно богатой, свободной и независимой личности, способной к постоянному самоопределению в различных ситуациях жизнедеятельности, чтобы не произошло формирование негативных черт личности — социальная зависть, агрессивность, нетерпимость к противоположным взглядам, мнениям, позициям: низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед «сильной рукой» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом или ином смысле; низкий уровень культуры общения; приятие конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство) [19, с. 5].
Данная дипломная работа — «Психотерапевтическое воздействие уроков русской литературы» — посвящена разработке основных проблем развития образовательной, творческой, нравственной личности через приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного, миру литературы.
Проблемами связи педагогики и психологического воздействия на личность занимались такие психологи, как Рубенштейн С.Л., Выготский Л.С.; изучению эмоционально-психологического контакта детей с преподавателем уделяла большое внимание Якиманская Е.С; раскрытию творческого потенциала учащихся в процессе учебной деятельности посвящены работы Ожигановой Г.В.; Калина Н.Ф. разработала построенные на семиотике (наука о знаках) психотерапевтические техники (работа с метафорой, структуралистские идеи в психотерапии).
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что обучение идёт впереди психического развития человека ведёт его за собой. Творческий и нравственный потенциал подростка развивается и реализуется на уроках русской литературы. Восприятие художественного произведения является своеобразным психотерапевтическим воздействием на разум, чувства, эмоции подростка.
Целью данной дипломной работы является изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на подростков.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрытие психотерапевтических возможностей уроков русской литературы и их связь с потребностями, интересами, ценностными ориентациями подростка.
2) изучение методов и приёмов на уроках русской литературы, оказывающих психотерапевтическое воздействие.
Очень важно найти в каждом произведении общечеловеческое, значимое для учащихся, помочь им ощутить это уже при первом чтении.
Замечено, что при изучении творчества Л.Н. Толстого (например, роман «Война и мир») у учителя создаётся психологически привлекательный образ семейных отношений, дружеских связей, который воспринимается учениками как желаемый для себя, для своих близких.
В данной работе психотерапевтическое воздействие уроков литературы исследуется на примере изучения в школе произведений В. Распутина «Рудольфио», А. Платонова «Никита», «Юшка», «Фро».
Предметом исследований является изучение психотерапевтических возможностей уроков литературы, приемов и методов психотерапевтического воздействия, используемых на уроках русской литературы.
В процессе изучения особенностей подросткового возраста выдвинута следующая гипотеза: часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка, завышенный уровень притязаний). Это может приводить к дальнейшим нарушениям поведения, к возникновению внутриличностных конфликтов (конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, конфликт разнонаправленных мотивационных тенденций, неумение личности правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.