Кризис подросткового возраста является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующие собой переломные этапы в формировании личности. По существу, весь переходный возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течении этого периода ломаются и пересматриваются все прежние отношения ребёнка к миру и к себе, и развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие в конечном счёте, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента и начинают дальнейший путь своего развития. Следовательно, в этот период, очень важно педагогу, помочь подростку занять правильную жизненную позицию, с помощью приобщения его к искусству, литературе, сформировать в нём определённую систему ценностей и интересов. В этом поможет обращение к произведениям психологического характера, они заставляют читателя задуматься, заглянуть внутрь себя (повесть «Живи и помни» В. Распутина, рассказ «Никита», «Корова» А. Платонова). Таким образом, здесь ведущими будут не возрастные особенности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики подростка.
Кризис подросткового возраста — затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребности выражена значительно сильнее, и преодолеть её, в силу физического, психического и социального развития, очень трудно. Кризис подросткового возраста отличается ещё в одном, в весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившими образ жизни ребёнка, сковывающем его активность, и так далее); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и, скорее им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия — особенно необходимость оставаться зависимыми от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, — имеют здесь большое значение, но не они являются решающими. Педагогу важно помнить об этом. Здесь включается действие механизма идентификации, помогающие подростку встать на определённые жизненные позиции. Идентификация с любимым литературным героем, помогает подростку утвердиться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.