Для 30 испытуемых (≈ 36 % ) по шкалам VII; VIII; IX было выявлено нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе, привязанность к неадекватному Я — образу. Тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания.
Кроме того, Я — концепция отмечается внутренней конфликтностью,
сомнением, не согласием с собой, тревожно-депресивным состоянием. Характерна неудовлетворённость собой, негативное отношение к себе, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.
Такие значения по VIII и IX шкалам являются проявлением глубокой внутренней дезадаптации в кризисной ситуации. Это актуализирует важность психологической (психотерапевтической) помощи.
В первую очередь, помощь необходима в структурировании адекватного Я — образа, в формировании желания осознавать и воспринимать реальную, адекватную информацию о себе.
Во-вторых, выработка уважительного отношения к своему «Я», осознание своих трудностей, при этом реальная оценка своих возможностей и способностей.
При помощи методики определения самооценки Дембо-Рубенштейна была исследована самооценка и уровень притязаний учащихся.
По шкале способный — неспособный наблюдается завышенная самооценка учащихся 60 человек (≈ 72%). Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
По шкале умный — глупый наблюдается заниженный уровень притязаний 48 человек (≈ 58%), который является индикатором неблагоприятного развития личности.
В индивидуальных беседах с учащимися выяснилось, что в колледже проводятся литературные салоны на темы: «Серебряный век в литературе», «Марина Цветаева. Жизнь и творчество». Перед этим учащиеся писали индивидуальные творческие работы, посвященные любимому поэту серебряного века. В структуру литературного салона входили музыкальные номера, инсценировки, в которых участвовали сами ребята:
«Не каждый человек может передать свои чувства, личные переживания через бумагу и музыку. Литературные салоны и вечера помогают человеку сначала задуматься, понервничать, а затем расслабиться, с большим удовольствием ожидать, когда пойдёшь представлять себя и поэта, потом с наслаждением послушать своего друга».
«… После таких вечеров ощущаешь себя выше, умнее, чувствуешь внутреннюю гордость за себя, начинаешь себя ценить по-новому, ощущаешь свою значимость. И, действительно появляется интерес к литературе. Начинаешь жить жизнью поэта, переживать и радоваться вместе с ним, восхищаться выдержкой, и самому хочется быть носителем светлой мысли. Литература — безусловно сильный инструмент воздействия на человека»
Сочинение «Что во мне изменила литература?» помогло выяснить как литература влияет на сознание, мысли, желания, жизненные установки учащихся.
В большей части текстов (≈ 80%) прозвучали следующие мысли:
«Литература, чтение зачастую незаметно закладывают в нас те необходимые качества, которые позволяют вывести из тьмы на свет».
«В настоящее время литература занимает важную роль не только в развитии и повышении грамотности, но и в развитии личностных качеств и личности в целом. Следует отметить, что я раньше не думала, что литература может оказывать такое сильное воздействие. В некоторых моментах я стала смотреть на вещи по-иному, у меня изменилось отношение к литературному творчеству».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.