Фактор биологического созревания, которому до сих пор некоторыми психологами предаётся преувеличенное значение, не является сам по себе решающим. Нельзя отрицать, конечно, что перестройка организма, в том числе и быстро наступающие соматические изменения, не имеет отношения к кризису переходного возраста. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, неуравновешенность и прочее, а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка, новая и очень мощная биологическая потребность — половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустировать подростка и тем самым объяснить некоторые ценности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и другие потребности человека, обретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующие положение. Поэтому депривация (в силу социальной незрелости подростка) этого влечения, не является серьёзным фрустрирующим фактором и не играет определяющей роли в кризисе подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самопознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую, в отличии от всех других людей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию. Депривация потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста. В этот период структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправленна, результативна, обязательна, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьников среди окружающих, от чего зависит его внутренняя позиция и его самочувствие. В силу этих особенностей учебная деятельность в целом становится в школьном возрасте ведущей, то есть той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы, мышление, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые происходят в сознании учеников подросткового возраста.
Но самые существенные изменения происходят в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственный жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными, эквивалентами понятий, данными в форме чувственных неосознаваемых обобщений.
Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний. В этот период наблюдается свойственная подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и т. д.
Ещё очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлётом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.