При изучении литературных произведений, использовании психотерапевтических методов и приемов активизируется действие важных механизмов межличностного восприятия, способствующих развитию и становлению личности подростка:
1. Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через осознание или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуации взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.
2. Механизм рефлексии – осознание субъектом того, как он воспринимается другими людьми.
3. Механизм стереопизации – классификация форм поведения и интерпретация их путем соотнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, то есть отвечающим социальным стереотипам.
Важными аспектами изучения в этом случае является исследование самооценки, уровня притязаний, самоотношения в подростковом возрасте. Для их изучения были использованы следующие методики:
1. Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева.
2. Методика определения самооценки Дембо – Рубенштейна.
Основной задачей психотерапии является приобретение индивидуумом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможности для самоактуализации личности
[22., с. 249].
В психотерапевтической практике используются следующие методы:
1) беседа, дискуссия, релаксация, гипноз
2) общение с искусством (музыкотерапия, библиотерапия)
3) творческая деятельность (артерация)
4) воздействие природы (натурпсихотерапия)
Как мы видим, одними из основных средств в психотерапевтической практике является музыка, природа, литература.
Таким образом, успешное решение как образовательных, так и воспитательных задач при изучении литературы вызывает необходимость стимулировать активную работу творческого воображения учащихся, способность эмоционально откликаться на художественный мир. При этом важно заинтересовать творчеством писателя, показать актуальность идей изучаемого, вызвать потребность в его освоении.
1 Психотерапевтическое воздействие уроков русской литературы на учащихся подростков как психологическая проблема подросткового возраста
1.1 Особенности подросткового возраста
Формирование личности подростка процесс очень сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие встречается сопротивлением личности. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Эталоны же, которые выбирают для себя подростки, разнообразны: от литературного героя до человека, занимающего асоциальную позицию.
В подростковый период (11 — 14 лет) происходит пересмотр ценностных представлений. Родители, как образец для подражания, всё больше отступают на задний план. В качестве центрального психологического новообразования выделено» чувство зрелости», то есть возникновение у подростка о том, что он уже не ребёнок, стремление его к взрослости, потребность к признанию этого факта со стороны окружающих. У подростков развивается собственная иерархия ценностей, на основе которой принимаются решения, и регулируется поведение. Образцом становится референтная группа сверстников. После периода проявления нигилизма молодые люди признают большинство ценностей, свойственных их культурному окружению. Постепенно подростки учатся учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как и свои собственные [4., С. 246].
Следует отметить и такой сложный период, как кризис подросткового возраста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.