Художественные произведения приоткрывают перед читателем сложность внутренней жизни человека, привлекательность таких чувств, как сострадание, сопереживание, совестливость. Успешное решение как образовательных, так и психотерапевтических задач при изучении литературы вызывает необходимость стимулировать активную работу творческого воображения учащихся, способность эмоционально откликаться на художественный мир. При этом важно заинтересовать творчеством писателя, показать актуальность идей изучаемого, вызвать
потребность в освоении изучаемого материала.
2 Психотерапевтическое воздействие уроков русской литературы на примере изучения рассказа В. Распутина «Рудольфио».
2.1 Психодиагностические методы изучения психотерапевтического воздействия уроков литературы.
Особенность художественного освоения действительности заключается в том, что художественное познание раскрывает предметы и явления окружающей жизни в человеческом к ним отношении. Здесь важен вопрос, не каков объект сам по себе, а каково значение данного объекта для человека, какую ценность он представляет. В искусстве, литературе появляются именно личностные, индивидуальные особенности человека
[8; с. 70]. Поэтому нас заинтересовал вопрос о психотерапевтическом воздействии литературы на учащихся, какие чувства, мысли, желания возникают у них при прочтении литературного произведения.
Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи:
1. Выяснить для чего существует литература.
2. Определить, как повлияло, что изменило в учащихся то или иное литературное произведение.
3. Проследить, как самосознание влияет на отношение к содержанию литературных произведений.
4. Проследить, как уровень самооценки связан с успешностью художественного сотворчества на уроках литературы, то есть отношение учащихся к своим умственным способностям и возможностям, развитию воображения.
С этой целью нами были использованы следующие методики:
1) Многомерный опросник исследования самоотношения ( МИС ) С. Р. Пантелеева.
2) Методика определения самооценки Дембо-Рубенштейна.
3) Индивидуальные беседы с учащимися о литературной жизни их учебного заведения.
4) Сочинение «Что во мне изменила литература?»
5) Анкета для учащихся подростков.
Общая характеристика выборки:
В исследовании, которое проводилось в Гомельском государственном педагогическом колледже имени Л.С. Выготского, приняли участие 83 девушки в возрасте от 15 до 17 лет.
Результаты исследования, анализ и интерпретация:
По данным МИС была обозначена «Я-концепция» личности старшего подростка, то есть совокупность представлений индивида о себе, о своих возможностях, самопринятие, самоотношение.
Поведение человека можно рассматривать как внешнее проявление его внутреннего мира, основные причины поведения — в свойственных людям эмоциях, отношениях, убеждениях и устремлениях.
Самосознание — это процесс, с помощью которого человек познаёт себе и относится к самому себе.
Многомерный опросник самоотношения содержит 9 шкал:
Шкала I — внутренняя честность.
Шкала II — самоуверенность.
Шкала III — саморуководство.
Шкала VI— зеркальное «Я».
Шкала V — самоценность.
Шкала VI — самопринятие.
Шкала VII — самопривязанность.
Шкала VIII — внутренняя конфликтность.
Шкала IX — самообвинение.
Полученные данные позволяют утвердить, что учащиеся колледжа (старшего подросткового возраста) оценивают себя реально, без излишней критичности, адекватно осознают и воспринимают информацию о себе (шкала I), характеризуют себя самостоятельными, волевыми, энергичными, надёжными людьми, которым есть за что себя уважать (шкала II). Считают, что их судьба находится в собственных руках, любят себя, ощущают свою ценность и значимость для других, воспринимают себя такими, какими являются (шкала V; VI). Осознают свои трудности, реально оценивают свои возможности и способности (шкала VIII; IX). Такие данные были характерны для 53 испытуемых (≈ 63 %).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.