«Читая книги, я стараюсь совершенствовать некоторые качества своего характера и даже избавляюсь иногда от комплексов».
«Литература заставляет постоянно совершенствоваться и работать над собой».
«Литература развила во мне следующие качества характера: целеустремлённость, желание больше знать, настойчивость, умение доказать свою точку зрения, некоторую мудрость».
Таким образом, литература — это явный источник познания окружающей действительности, а также предмет воздействия на эмоциональную серу личности, на её поступки, качества и черты характера.
Анкета, предложенная учащимся, помогла определить, насколько подростки эстетически подготовлены к общению с литературно-художественным произведением.
Анализируя ответы на вопрос «Для чего существует литература?», мы выделили пять тематических блоков:
1. Литература существует для духовно-нравственного развития и воспитания, пробуждения в людях моральной стойкости, благородства, доброты и сострадания к ближнему (60,8 %).
2. она показывает состояние души человека, удовлетворяет эстетические потребности, развивает чувство прекрасного (21 %).
3. Общение с литературой избавляет от серого, скучного существования, становится способом развлечения (18 %).
4. Литература активно помогает развитию воображения, вкуса, способности к творческой деятельности, умения понять себя, передать свои чувства людям (23,2 %).
5. Занятия литературой повышают трудоспособность, вооружают навыками устной речи (2%).
Следует помнить, что исчерпывающего ответа анкетируемые не дали. Причину этого следует искать в устоявшейся традиции преподавания, требующей от учащихся знания факта, а не собственного отношения к нравственно-эстетической позиции писателя.
Резюмируя полученные данные, можно сделать вывод, что психотерапевтическое воздействие уроков литературы помогает предотвратить или предупредить возникновение негативной Я-концепции, внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте.
Таким образом, в задачу педагога входит организация творческой работы на уроках литературы, чтобы учащиеся смогли постигнуть рефлексию чувств, переживаний, мыслей писателя, преобразовавшихся в чувства читателя. Актуальной задачей является также взаимодействие специалистов педагогов и психологов для оказания подростку психологической и терапевтической помощи, для того, чтобы он смог реализовать себя и свои возможности в жизни.
2.2 Психотерапевтическое воздействие уроков русской литературы на примере изучения рассказа В. Распутина «Рудольфио»
Интенсивность процесса познания, необходимая эмоциональная атмосфера урока зависят от содержания, структуры, формы изложения материала.
При подготовке учащихся к первоначальному знакомству с произведением важно правильно отобрать материал, определить последовательность его подачи, эмоциональный тон изложения. Эти компоненты организации восприятия, наряду с личностным отношением учителя к теме, наличием у него соответствующей методической системой её изучения, помогают максимально приблизить художественное произведение к миру учащихся, обеспечивая наиболее эффективное нравственно-эстетическое, терапевтическое воздействие на них.
На примере изучения рассказа В. Распутина «Рудольфио» проследили, какие чувства, переживания, мысли, возникают у учеников, каким образом произведение воздействует на сознание, психику детей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.