Такого рода неуверенность в себе приводит подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне-противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в своё сознание. Но эта подсознательная неуверенность даёт о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят своё выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.
Многочисленные исследования показали, что общими для подростков, независимо от их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающее потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, то есть достигнуть собственного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса.
Однако не все особенности кризиса переходного возраста связаны с неудовлетворённостью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхожее между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.
В связи с учением, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется занять иную, более самостоятельную позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.
Невозможность практически изменить свой образ жизни порождает мечты, которые всегда рассматривались и рассматриваются в психологии как присущие подростковому возрасту. В мечтах всегда имеет место в моделировании своего будущего и себя в этом будущем, или, воображаемое проигрывание будущих ролей. Значит, мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, выполняет ту же функцию что и игра в дошкольном детстве: и то и другое представляют собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в повседневной жизни. Но это лишь один способ самовыражения детей подросткового возраста, способ наиболее благополучный. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от её благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.
Именно в этот период подростки нуждаются в помощи родителей, педагогов. Большую часть времени подростки проводят в школе, следовательно, на педагогов ложится не только обучающая, но и воспитательная функция.
В среде научно — педагогической общественности, широкое распространение получила концепция личностного, — ориентированного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.