Приложение № 2
Алгоритм узнавания по поэтике Марины Цветаевой.
Как много нового, непознанного и непознаваемого, таит в себе мир великого художника.
Тождество «действительно пережитого» и художественного воплощения, обострённая характерность лирической героини и «непосредственная», почти отпугивающая, «жуткая интимность» чувств:
Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Ум — отрезвлённый, грудь свободней,
Опять умиротворена.
Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.
Героиня наделена ярко выраженным мироощущением. Пространство и время для неё не имеют пределов. Её воображение способно охватить вселенную, захватить все эпохи. Она не похожа на окружающих и гордится своей непохожестью на других:
Другие, — , о нежные, цепкие путы!
Нет, с нами эол распевается круто.
— Небось, не растаешь! Одна — мол — семья!
— Как будто и вправду — не женщина я!
Кто создан из камня, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полёте
— Своём постоянно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
В поэтическом мире, как ив личной жизни, предпочтение отдаётся ярким, исключительным личностям:
Цепок, цепок венец из терний!
Что усопшему — трепет черни,
Женской лести любящий пух…
Проходил одинок и глух,
Замораживая закаты
Пустотою безглазных статуй.
Лишь одно ещё в нём жило:
Переломанное крыло.
(«А. Блоку» 1921 г.)
Имя твоё— птица в руке,
Имя твоё — льдина на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв. («А. Блоку» 1916 г.)
Время, ход истории усилили пафос трагического в лирике, придали трагическому мироощущению конкретно-событийное измерение. Трагедия постигшая Россию, оказалась неотделимой от личной пронзительной боли за близких:
Как правая и левая рука —
Моя душа твоей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое плечо.
Но вихрь встаёт — и бездна пролегла
От правого до левого крыла!
Главным неизбывным чувством, что вело героиню по жизни, давало мощный заряд духовной энергии, было таинственное чувство любви. В любви рождаются все творения автора:
Каждый стих — дитя любви,
Нищий незаконнорожденный,
Первенец у колеи
На поклон ветрам положенный.
Лютая юдоль,
Дальняя любовь.
Руки: свет и соль.
Губы: смоль и кровь.
Левогрудый гром
Лбом подслушан был.
Так — о камень лбом —
Кто тебя любил?
Любовной лирике сообщена трагическая раздвоенность — мгновения счастья и обречённость на одиночество:
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть — садовница.
Поэтическому миру характерно неприятие смерти как конца, устремлённость в вечность и надежда, что остаётся жить её поэзия:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черёд.
Реферат
Объём дипломной работы составляет 50 страниц. Структура работы: введение, основная часть ( 2 главы, 4 параграфа ), заключение, список использованных источников ( 30 наименований ).
Психотерапия, художественная литература, самосознание, самооценка, уровень притязаний, подростковый возраст, мотивационно-потребностная сфера, творческий потенциал.
Цель данного исследования: изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков.
В работе рассматривается проблема связи педагогики и психологического воздействия на личность, изучается творческий потенциал подростков; раскрываются психотерапевтические возможности уроков русской литературы и их связь с потребностями, интересами, ценностными ориентациями подростка.
В работе были сделаны следующие выводы. Литература — средство приобщения к общечеловеческой культуре, путь познания жизни юным человеком.
По отношению к личности, задача образования заключается в воспитании инициативной и творческой, культурной и духовно богатой, свободной и независимой личности, способной к постоянному самоопределению в различных ситуациях жизнедеятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.