Молодое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий возраст…
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда
С приятельской беседы возвращаясь,…
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет».
(Из стихотворения «Вновь я посетил…», 1835г.).
Эти два описания — находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две позиции по отношению к миру и к самому себе; увидеть, каков человек в повседневной жизни, даже если человек этот — А. С. Пушкин, и каков он в творчестве, в позиции художника-автора.
Текст частного письма отмечает жизненный факт (выросли новые деревья) и содержит его эмоциональную оценку с сугубо личной позиции человека, которому досадно, что время его уходит. Эта позиция «выписана» с блеском, украшена долей самоиронии, но по существу понятна и доступна каждому [16, с. 103].
Благодаря психологическому механизму обрастания образов искусства личностными ассоциациями происходит включение читателя в мир художественного произведения. Идеи, чувства, образы чужой жизни проецируются в собственную судьбу, читатель начинает ощущать себя свидетелем и участником событий книги, оценка происходящего на её страницах становится личностной. В этом случае действует механизм идентификации подростка с героями художественных произведений. Причём этот процесс может происходить по-разному; идентификация с положительным или отрицательным героем. Задача учителя помочь ученику сделать правильный выбор, развить в нём систему ценностей, способствующих личностному росту, укреплению его жизненных позиций.
Многие произведения школьной программы в наше время требуют иного взгляда, переосмысливания.
Таковы произведения В. Распутина «Живи и помни», «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Не могу — у…», «Мама куда-то ушла», А. Платонова «Фро», «Никита», «Корова».
Эти произведения психологического характера, они заставляют читателя-подростка задуматься, заглянуть внутрь себя. Проблема нравственного выбора, трагедии человека отражены в повести «Живи и помни», «Василий и Василиса», рассказе «Не могу — у…»; первый опыт познания жизни, чувство одиночества в огромном мире изображается в рассказах «Никита», «Мама куда-то ушла»; чувство милосердия, сострадания вызывает рассказ «Корова».
Эффективному осуществлению психотерапевтического воздействия уроков литературы, на наш взгляд, способствует использование следующих приёмов и методов взаимодействия учеников с текстом:
1) Постановка проблемного вопроса, способствующего более глубокому осмысливанию и переживанию прочитанного. Например, на уроке по повести В. Распутина «Живи и помни» можно использовать вопросы:
— Какова мера ответственности за нравственный выбор?
— Как вы думаете, самоубийство Настёны — искупление своей вины перед миром или вызов тоталитарной силе?
— Какие чувства вы испытываете к главным героям (Настёне, её мужу).
2) Установление параллелей между творчеством писателей, поэтов, чтобы углубить пройденный материал, расширить круг знаний и впечатлений о нём.
Например, изучая повесть А. Платонова «Корова», «Никита» можно выразительно прочитать вначале урока стихотворение С. Есенина «Корова», стихотворение Н. Матвеевой «Галчонок».
3) Использование на уроке эпиграфов, мудрых высказываний, комментарии из «Толкового словаря русского языка». Это делает материал доступнее, эмоциональнее.
Например, к уроку по рассказу А. Платонова «Корова», «Никита» можно использовать высказывания:
- Доброта — первородный признак всякой жизни и единственная движущая и направляющая сила. В мире человеческих отношений господствует или должна господствовать доброта. П. Антокольский.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.