Глава 2. Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом.
2.1. Основания выбранной схемы исследования.
По результатам одного из исследований, проводившихся нами в школе старшей ступени (Красноярская гимназия №1), ни один из опрошенных 75 десятиклассников не назвал самым интересным местом школы свой учебный класс, и лишь два человека назвали самым интересным местом в школе классные вечера. Что касается клубов собранных по интересам, то из той же группы опрошенных 16 человек назвали их самыми интересными школьными местами. Для 32 детей нет интересного места в школе. Большинство обозначенных детьми мест - это развлекательные мероприятия. В нижеследующей таблице представлены некоторые данные этого исследования, имеющие на наш взгляд отношение к проводимому нами исследованию в настоящее время.
Таблица 2.1.1. Результаты исследования адаптации десятиклассников к старшей школе.
Вопросы |
«+» ответы 2000г |
«+»ответы 1999г |
1. отношение к старшей школе |
87% |
86% |
2. отношение к учителям |
83% |
88% |
3. важность мнения учителя |
72% |
63% |
4. дружный класс |
69% |
67% |
5. сотрудничество с 11ми классами |
35% (в основном МДО) |
72% |
Можно видеть, что в средней школе решаются задачи обучения. Задачи, связанные с передачей социального опыта решаются, как правило, при случайном взаимодействии детей, родителей и учителей.
Исследователи рассматривают много различных психологических характеристик группы, к ним в частности можно отнести: групповые интересы, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. По мнению Г.М. Андреевой для индивида входящего в группу, осознание своей принадлежности к ней складывается именно через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что позволяет ему идентифицироваться с группой.
Не решая задачу детального проектирования детской группы, в данном исследовании мы хотели понять различия между двумя типами естественно заданных групп[1] в школе.
Первый тип – класс. Мы рассматриваем класс как организационно-педагогическую единицу управления (точнее - администрирования) в школе. Класс в начальной школе и даже отчасти в подростковой выполняет функции и оргуправленческие и развивающие. Однако, к окончанию подростковой школы и, в особенности к старшей школе эти функции расходятся и возрастное развитие начинают «приватизировать» другие, внешние в отношении к школе группы. Таким образом, складывается ситуация, при которой учитель (классный руководитель – в особенности) теряет влияние на детскую группу. Он (учитель) попадает в ситуацию, при которой вынужден организовывать детей на задачи, которые возрастно уже не актуальные и, следовательно, теряет связь с интересами подростков и организации их деятельности в соответствии с этими интересами. Таким образом, базовой характеристикой первого типа группы выступает обязательность. Т.е. ведущим групповым контекстом является обязательность, которая и создает специфические условия идентификации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.