Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 20

Мы проводили исследование различий в условиях протекания идентификационного процесса в группах, собранных в обязательном и факультативном контекстах по выделенным нами в начале работы характеристикам: цели, ценности, нормы. По результатам нашего исследования наиболее яркие отличия наблюдаются в отношении норм и ценностей.

Дальние цели характеризуются отдельными юношами и девушками как поступление в Вуз. Относительно совпадения с групповыми целями, основным, к чему стремятся старшеклассники в своем учебном классе – это хорошие межличностные отношения, а члены группы собранной по интересам стремятся быть полезными в общегрупповой деятельности, которая направлена на благотворительность.

Ценности связаны с общегрупповой деятельностью, в факультативной группе они направлены на активную деятельностную позицию, умение себя контролировать, понимать различные взгляды окружающих людей, наличие свободной и уверенной в себе позиции. В обязательной группе ценности ориентированны на счастье и общественное признание, связаны с независимостью и одновременно воспитанностью, что показывает желание старшеклассников быть причастными к группе, но одновременно противопоставлять себя ей. Ответственность как инструментальная ценность характерна обоих типов групп и скорее связана с возрастной характеристикой, важной для принятия по сути первых ответственных решений относительно выбора будущего (профессии, социального слоя, жизненной позиции).

Наиболее яркие различия, связанные с прохождением идентификационного процесса в обязательной и факультативной группах наблюдаются в отношении групповых норм. В обязательной группе идентификация складывается через противодействие учителю, в то время, как в факультативной группе идентичность складывается через совместность. В классе ученики пытаются отрицать учебные нормы, члены клуба сами формируют групповые нормы. В групповых взаимодействиях нормальным является игнорирование высказываний в обязательной группе, и принятие и положительное отношение к высказываниям в обязательной группе. Эти взаимодействия в факультативной группе носят в основном деловой характер, ориентированный на принятие решений. В обязательной, же взаимоотношения строятся в основном параллельно, лишь иногда учитель может включить в учебную работу некоторых учеников апеллируя к нормам.

Базовый вопрос, поставленный в начале исследования, связан с условием принятия целей, ценностей и норм.

Резюмируя все выше сказанное, мы можем сказать, что условия идентификации юноши (девушки) в группе зависят от того, в какой группе происходит этот процесс.  Мы рассматривали условия идентификации с точки зрения трех характеристик: цели, ценности и нормы, выделенных нами в результате сделанного обзора литературы. На основании проведенного исследования, мы делаем вывод о том, что различия в содержании целей группы в этих двух типах групп состоит в том, что дальние цели в юношеском возрасте связаны с планированием будущей жизни (поступление в Вуз), при этом класс рассматривается как средство для достижения этой дальней цели. В то же самое время в клубе нет такой связи. Цели скорее выступают как самоценные. Необходимо отметить и следующее рассогласование, ярко характеризующее условия класса как группы: учебный класс создается для решения задач обучения, а старшеклассники решают в нем задачи общения и улучшения взаимоотношений. Межличностное общение, являясь важной частью в юношеском возрасте, не является ценностью для членов факультативной группы, все ценности выделяемые ими ориентированы на благотворительную деятельность, т.е. на ту деятельность, для которой создана группа. В обязательной группе ценным является все, что направленно на хорошие межличностные отношения и эффективное общение. Наиболее серьезные отличия в групповых условиях выделяются нами по такой характеристике, как «групповые нормы»: если в обязательной группе идентификация складывается через отрицание норм, то в факультативной через их формирование.