Деятельность в процентном отношении явно показывает предпочтение благотворительной деятельности членов клуба, и деятельностью связанной с общением, времяпрепровождением в учебном классе. Общение вне класса у старшеклассников в основном тоже связано с общением с одноклассниками, свой учебный класс старшеклассники рассматривают в основном как ресурс для поступления в ВУЗ. В отличие от них у членов факультативной группы круг общения вне клуба, в процентном соотношении, составляет почти такую же часть, как и внутри клуба.
Ценности членов клуба «Интеракт» в основном также связаны с поступлением в Вуз. Большая часть функций и характеристик групповых ролей, играемых членами клуба «Интеракт» совпадают в ожиданиях субъекта и группы. Что касается групповых ролей в учебном классе, то большинство старшеклассников не думают над этим вопросом, как над актуальным, именно поэтому мы видим разброс в данных по этим вопросам. Большинство старшеклассников считают, что встречаться после окончания класса будут лишь некоторые члены их класса, у членов клуба «Интеракт» более благоприятные ожидания относительного общего будущего их группы, они собираются общаться.
Рисунок №2. «Сравнение ожиданий совместности (продолжения жизни группы) в
обязательной и факультативной группе».Большая часть учеников 10 МДО считают
свой класс недружным, и говорят о том, что их поведение в классе особо не
отличается, от поведения в другой обстановке. На те же вопросы члены клуба
«Интеракт» имеют прямо противоположное мнение, их группа дружная, и поведение
их в клубе отличается от обычного поведения (см. фрагмент интервью выше). Изменение
поведения в определенной группе на наш взгляд показывает важность этой группы
для определенного субъекта, в ниже приведенной схеме явные разрывы по линиям
«да» и «нет» показывают, что мнение членов факультативной группы друг о друге
более важны для опрашиваемых, чем в обязательной группе. Следующий график как
раз демонстрирует важность группового мнения в сравнении ответов на вопрос
интервью № 5.1. «Отличается ли твое обычное поведение от поведения в группе?».
Рисунок № 3 «Сравнение важности группового мнения для членов обязательной и факультативной группы».
2.4. Совпадение личных ценностей с ценностями группы (результаты по методике – Рокича.)
Построение и переоценка системы ценностей – основной процесс морального развития в подростково-юношеском возрасте. По Хоффману, моральное развитие идет 3 различными, частично совпадающими путями. Первый основанной на тревоге сдерживание, то есть социально приемлемое поведение, вызванное страхом перед наказанием. … Что касается второго пути, то, по мере того как дети становятся старше, они научаются основанной на эмпатии заботе о других … в-третьих, моральное развитие детей и подростков происходит благодаря развитию мышления на уровне формальных операций, в процессе которого они приобретают опыт проверки гипотез, переоценки информации и переформулировании понятий» (14, с.622) Обычно все эти пути морального развития сосуществуют во всех возрастах, но именно в возрасте отрочества и юности их значение может сильно меняться.
М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «… устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach, 1973, с.5). Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1)общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2)все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и различной степени; 3)ценности организованны в системы; 4)истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5)влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. (16, с.4-5).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.