Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 12

Фрагмент протокола наблюдение обязательной группы – урок литературы

Учитель: Андрей ты слушаешь? (пытается установить контакт).

Андрей: Я дописываю. (он слышит, но не настроен на взаимодействие).

Учитель: Я просила рассказать про то, что вы прочитали. Теперь вы молчите, хотя большая часть подняла руки, когда я спросила, кто читал.

Дима: Я не поднимал.

Учитель: Не читал?

Дима: И не собираюсь. (вызывающе)

Учитель: Очень плохо для тебя. (угрожает)

Дима кидает бумажки из чайной ложки в Славу. Из книги сделал щит. Мальчики устроили свое взаимодействие, не связанное учебной действительностью.

Света: Я чистосердечно признаюсь, что не читала. Но почему повествование идет в двух мирах.

Учитель (спокойно): В трех эпохах, а не мирах.

Мальчики в это время увлечены военными действиями (кидают друг в друга бумажками).

Учитель: Юноши, я думаю, что можно покинуть класс!

Дима: Не, еще урок только начался.

Учитель: Для вас он, похоже, еще не начался.

Учитель: Кто готов рассказывать? Ксения? Так, кто прочитал рассказ?

Все молчат.

Дима: Ваша половина класса!

Учитель: Кто еще читал, вот Ира.

Ира: Я читала.

Учитель: А что молчите? Боитесь, что я вас буду спрашивать?

В приведенном выше фрагменте учитель начинает с апелляции к прошлой действительности. Затем проверка контакта с Андреем, который слышит, но продолжает заниматься своим. С Димой учитель наталкивается на сопротивление, и выдает угрозу («очень плохо для тебя»). Дима пытается игнорировать действительность, у него свои действия не связанные с учебным заданием, ставящемся учителем. Высказывание Светы носит противоречивый характер, может быть два варианта его интерпретации, она говорит о содержании, и можно предположить, что знакома с материалом - читала и скрывает, что не читала. Зачем? Второй вариант, не читала, но где то слышала. Учитель получает небольшое взаимодействие и реагирует на него. В течении всего фрагмента есть постоянный очаг сопротивления со стороны мальчиков, учитель пытается преодолеть это сопротивление, Дима сопротивляется открыто («урок только начался»). Учитель опять в поисках читавших, вся интрига разворачивается вокруг борьбы, позиция учителя, чтобы читали, позиция другой стороны – чтобы не читать. В фрагменте просматривается отсутствие совместной действительности, учитель пытается ввести учебную задачу, которую игнорируют ученики. Учитель пытается апеллировать к учебным нормам, которые игнорируются старшеклассниками.

Фрагмент протокола наблюдение обязательной группы – урок литературы

Дима: Слава, ты лучше помолчи.

Учитель: Да, лучше помолчи, Слава.

Миша с Олесей обнимаются в углу класса. Дима построил баррикаду перед собой, сидит на двух стульях, за тремя партами. Слава забаррикадировался пеналами и портфелем. Дима показывает Славе чайную ложечку полную слюны, которую выкинул из ложечки на пол. Шум в углу класса.

Учитель молчит, внимательно наблюдает.

Андрей: Слава! (Проследив за взглядом учителя)

Девочка рассказывает приготовленный доклад, ее никто не слушает.

Учитель: Помните в романе… Девочки и мальчики, которые читали! Никита!

Девочки: Да?

Девочки соглашаются с текстами учителя, мальчики успокоились.

Учитель: Вот она, женская слабость к тряпкам. (учитель приняла внимание на счет интереса к теме).

Леша смеется по поводу высказывания учителя.

Дима: Дамы! (обращаясь к впереди сидящим девочкам).

Учитель: Давайте зачитаем. (читает отрывок из изучаемого произведения)

Некоторые слушают, другие рисуют. Мальчики продолжают играть в войнушку.

Андрей: Дима, успокойся! Слава!

Учитель: Андрей!

Андрей: Андрей крайний, да. (явно возмущен несправедливостью учителя).

Маша (реагируя на текст учителя): Господи!

Лева забрал у Димы портфель.

Учитель: У вас вот эта картина из урока в урок, вот эти молодые люди … (молчит, выразительно глядя на мальчиков).