Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 16

Руководитель: А вы поместитесь там.

Настя: Мы вдвоем станцуем. Мы возьмем битву.

Олеся: Это не важно, возьмите что-нибудь.

Руководитель: Антон к театрам обратись. У нас пять минут остается.

Ника: А что у нас регламент?

Руководитель: Леша? (следующий руководитель проекта).

Леша: Так, сайт у нас не делается никак.

Руководитель: Я болела, Андрей Геннадьевич не смог.

Настя: Мне кажется надо через неделю. (относительно следующей встречи).

Леша: Не важно разбираемся - не разбираемся, лишь бы идеи были.

Олеся: А если проект нарисовать.

Руководитель: Так, 5 и 11 у нас концерт.

Настя: А какой у нас концерт? (показывает невключенность в общий контекст).

Эля (бьет себя по голове ручкой): Ты что в младшей школе.

Настя: Точно.

Руководитель: В Следующий раз 15 собираемся.

В данном фрагменте происходит начало работы над проектом, девочка начинающая деятельность в клубе, немного стесняется новой для себя роли проектировщика и организатора. Ее подбадривает (можно рассматривать как критику) девочка, которая является старым членом клуба. Был один момент снятия с себя ответственности, в ситуации записи в группу нового проекта, но участники клуба вышли из него, принимая ответственное решение. Нормы проявляются постоянно, в начале фрагмента при организации нового проекта, в конце фрагмента при обсуждении регламента обсуждения.

На наш взгляд следующий фрагмент интересен нормами взаимодействия выпускников клуба «Интеракт» и его настоящих членов.

Фрагмент протокола наблюдение факультативной группы – заседание клуба «Интеракт».

Марина: Мы без повестки и без регламента.

Леша: Вы впервые без регламента?

Артем (рассказывает про открытие нового клуба для студентов «Ротеракт»):  Но мы хотели …  Мы пришли здесь послушать… Нам необходимо в ближайшие сроки провести игру.

Лена: Выступление!

Сергей: Самое короткое, мы хотели пригласить … Не думаю, что видели ваше выступление.

Леша: Никто не видел. … Денежки отдать. …  Вот  такой «замутик, колбасенький». Мы хотели вас попросить …  (предлагает совместную акцию, студентов и школьников)

Лена: Каникулы когда кончаются?

Студенты, первокурсники делают вид, что не помнят школьных правил.

Леша: В понедельник, во вторник?

Сергей пригрозил Лене кулаком (сидят рядом, пришли вместе), обнял.

Артем: Нам нужно собрать документы до 12 апреля. … Их не будет, почему?

Антон: На счет дискотеки догадался?

Артем: А где дискотека? Провести интерактивную дискотеку.

Антон: Давайте тринадцать. Можно сделать.

Марина: На мюзикл пришли пилотки. (смех).

Леша: У нас в Универе умирает народ со смеху. (по поводу программы).

Руководитель: С числом определились. 6-е – программа.

Марина: А что у вас есть?

Артем: Например, можно нас на час арендовать. (предлагают лоты для аукциона, хотя слово – аукцион еще не прозвучало).

Руководитель: Аукцион – что бы это могло быть.

Марина: Он все порезать хочет, его не надо, не тот же возраст.

Лена: Я не видела ведь ваш КВН. Там можно что-нибудь продать.

Марина: Может правда фотографии продать.

Артем: Можно.

Лена: Фотографии пройдут, если вас будут знать.

Руководитель: Так нужно разобраться, кто, за что. (опять возвращает в рабочую действительность).

Антон: Клуб «Интеракт» за рекламу. (высказывает реплику, как член будущего «Ротеракта»).

Взаимодействие строится с двух сторон, бывшие члены клуба показывают «вот какие мы есть», «настоящие» члены клуба внимательно изучают – «какими мы будем». Руководитель периодически пытается вернуть дискуссию в рамки деятельности. Участники клуба пытаются постоянно отвести разговор от себя – по принципу «у нас ничего особенного», это видно в момент обсуждения регламента, окрика на деятельность Антона – председателя клуба руководителем. Со стороны бывших членов клуба все высказывания и действия похожи на хвастовство. Общая действительность явно есть и она направлена на вопрос – «А что там?» (за стенами школы). Этот момент может подтверждать планирование – как ведущую возрастную деятельность. Нормы проговариваются в виде ответственности и чувстве взаимопомощи.