Руководитель: А вы поместитесь там.
Настя: Мы вдвоем станцуем. Мы возьмем битву.
Олеся: Это не важно, возьмите что-нибудь.
Руководитель: Антон к театрам обратись. У нас пять минут остается.
Ника: А что у нас регламент?
Руководитель: Леша? (следующий руководитель проекта).
Леша: Так, сайт у нас не делается никак.
Руководитель: Я болела, Андрей Геннадьевич не смог.
Настя: Мне кажется надо через неделю. (относительно следующей встречи).
Леша: Не важно разбираемся - не разбираемся, лишь бы идеи были.
Олеся: А если проект нарисовать.
Руководитель: Так, 5 и 11 у нас концерт.
Настя: А какой у нас концерт? (показывает невключенность в общий контекст).
Эля (бьет себя по голове ручкой): Ты что в младшей школе.
Настя: Точно.
Руководитель: В Следующий раз 15 собираемся.
В данном фрагменте происходит начало работы над проектом, девочка начинающая деятельность в клубе, немного стесняется новой для себя роли проектировщика и организатора. Ее подбадривает (можно рассматривать как критику) девочка, которая является старым членом клуба. Был один момент снятия с себя ответственности, в ситуации записи в группу нового проекта, но участники клуба вышли из него, принимая ответственное решение. Нормы проявляются постоянно, в начале фрагмента при организации нового проекта, в конце фрагмента при обсуждении регламента обсуждения.
На наш взгляд следующий фрагмент интересен нормами взаимодействия выпускников клуба «Интеракт» и его настоящих членов.
Фрагмент протокола наблюдение факультативной группы – заседание клуба «Интеракт».
Марина: Мы без повестки и без регламента.
Леша: Вы впервые без регламента?
Артем (рассказывает про открытие нового клуба для студентов «Ротеракт»): Но мы хотели … Мы пришли здесь послушать… Нам необходимо в ближайшие сроки провести игру.
Лена: Выступление!
Сергей: Самое короткое, мы хотели пригласить … Не думаю, что видели ваше выступление.
Леша: Никто не видел. … Денежки отдать. … Вот такой «замутик, колбасенький». Мы хотели вас попросить … (предлагает совместную акцию, студентов и школьников)
Лена: Каникулы когда кончаются?
Студенты, первокурсники делают вид, что не помнят школьных правил.
Леша: В понедельник, во вторник?
Сергей пригрозил Лене кулаком (сидят рядом, пришли вместе), обнял.
Артем: Нам нужно собрать документы до 12 апреля. … Их не будет, почему?
Антон: На счет дискотеки догадался?
Артем: А где дискотека? Провести интерактивную дискотеку.
Антон: Давайте тринадцать. Можно сделать.
Марина: На мюзикл пришли пилотки. (смех).
Леша: У нас в Универе умирает народ со смеху. (по поводу программы).
Руководитель: С числом определились. 6-е – программа.
Марина: А что у вас есть?
Артем: Например, можно нас на час арендовать. (предлагают лоты для аукциона, хотя слово – аукцион еще не прозвучало).
Руководитель: Аукцион – что бы это могло быть.
Марина: Он все порезать хочет, его не надо, не тот же возраст.
Лена: Я не видела ведь ваш КВН. Там можно что-нибудь продать.
Марина: Может правда фотографии продать.
Артем: Можно.
Лена: Фотографии пройдут, если вас будут знать.
Руководитель: Так нужно разобраться, кто, за что. (опять возвращает в рабочую действительность).
Антон: Клуб «Интеракт» за рекламу. (высказывает реплику, как член будущего «Ротеракта»).
Взаимодействие строится с двух сторон, бывшие члены клуба показывают «вот какие мы есть», «настоящие» члены клуба внимательно изучают – «какими мы будем». Руководитель периодически пытается вернуть дискуссию в рамки деятельности. Участники клуба пытаются постоянно отвести разговор от себя – по принципу «у нас ничего особенного», это видно в момент обсуждения регламента, окрика на деятельность Антона – председателя клуба руководителем. Со стороны бывших членов клуба все высказывания и действия похожи на хвастовство. Общая действительность явно есть и она направлена на вопрос – «А что там?» (за стенами школы). Этот момент может подтверждать планирование – как ведущую возрастную деятельность. Нормы проговариваются в виде ответственности и чувстве взаимопомощи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.