Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 17

Следующий фрагмент на наш взгляд интересен тем, что встреча состоялась в коридоре без руководителя, но при этом члены клуба смогли организоваться и провести заседание на должном уровне.

Фрагмент протокола наблюдение факультативной группы – заседание клуба «Интеракт».

Антон: Короче 24-го мы едем в «Пионерскую речку».

Девочки (хором): Когда? (с удивлением)

Антон: 24 – го.

Сергей: Мы туда едем?

Антон: Мы туда едем с мюзиклом.

Оля: Ника с Настей согласились.

Марина: У нас будет финал и несколько сценок.

Игорь (мальчик не входящий в состав клуба, обращаясь к Антону): Слон, ты меня напрягаешь.

Оля: А че мы туда будем брать?

Миша (мальчик не входящий в состав клуба, обращаясь к председателю клуба): Слон, ты нам нужен.

Игорь (мальчик не входящий в состав клуба, обращаясь к председателю клуба): Нам хавки нужно купить.

Марина: Реабилитационный, в четверг – 26-го.

Антон: Давайте в мае.

Маша: Антон, ты не думаешь, что в мае невозможно. 23 – уже последний звонок. А 26-го апреля можно – это четверг. А может коллегия будет?

Миша: Антон, пойдем клеить.

Олеся: Он президент или кто? (с явным недовольством по отношению ко внешним мальчикам)

Марина (изучая календарь): У нас коллегии нет.

Маша: Марина, а у меня курсы.

Марина: Один раз прогуляешь.

Маша: Эти одни разы!

Марина: И с такой же программой поедем, Антон.

Антон: Нет, мы туда хор везем.

Марина: Давайте в реабилитационный тогда хор отвезем и конкурсы.

Группа собралась, для того чтобы решить рабочие вопросы, спланировать свою деятельность на ближайшие дни. Антон – президент клуба старается сорганизовать деятельность членов клуба  и потратить на это как можно меньше времени. Норма в этом взаимодействии состоит в том, что все члены клуба прислушиваются к его словам, и хотя вносят свои предложения, т.е. рассматриваемая организация - демократического типа, оставляют последнее слово за президентом. Антон явно занимался своими делами, об этом постоянно напоминают мальчики присутствующие на заседании, но не входящие в состав клуба. Еще одна норма в представленном фрагменте – учет мнения каждого члена группы, об этом говорит фрагмент, связанный с Машиными курсами, с расписанием работы коллегии и последним звонком. В наблюдаемом фрагменте есть общая действительность, которая показывает, как же говорилось раньше момент планирования работы клуба на ближайшее время, взаимодействие направленно именно на это.

Во взаимодействиях, проанализированных в этом параграфе фрагментов наблюдений обязательной и факультативной групп, видны моменты идентификации с группой, идентификационный процесс складывается по-разному. Если в обязательной группе идентификация складывается в основном через противодействие учителю, одноклассникам, то в факультативной этот процесс направлен на совместность. Что касается норм, ученики класса пытаются отрицать существующие нормы, в то время как члены клуба формировать (например, сегодня у нас есть регламент, а через две недели мы уже работаем без регламента и т.п.). Цели в обязательной группе становятся общими только в момент написания контрольной работы и выхода из ситуации общегрупповой действительности (индивидуально-личностные отношения), в факультативной группе цель – благотворительная деятельность - видна почти в каждом моменте взаимодействия. Причастность к общегрупповой деятельности есть в почти каждом высказывании членов факультативной группы, это для них наиболее актуально.

Таблица 2.5.1. «Тип отношений во взаимодействиях имевших место в протоколах наблюдений факультативной и обязательной группы».

Количество взаимодейств-ий

Тип отношений

Тип группы

Игнорирование

Принятие – поддержка

Апелляция к нормам

12

4

2

6

Обязательная группа

23

3

16

4

Факультативная группа