Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 5

Тематика сочинения была задана изначально, и важно увидеть различие в сочинениях юношей и девушек, на наш взгляд сочинения членов клуба «Интеракт» отличаются не только содержанием, но также и настроением, просматриваемым под общими фразами.

Большинство сочинений членов клуба «Интеракт» содержат описание занимаемых ими социальных ролей и участия в деятельности клуба. Например, из сочинения: «Хотя в Интеракте я не являюсь президентом, я считаю мое присутствие в этом клубе необходимым.» или другое: «Не могу сказать, что в Интеракте я занимаю самую главную роль, но если честно мне это не сильно надо. Вообще-то, если сильно захотеть, я могу и дальше продвигаться «по службе», но у меня не хватает времени т.к. я участвую во многих других клубах и очень активно участвую в общественной жизни школы и класса.».

Большинство юношей и девушек в клубе Интеракт ориентированны в сочинениях на свою деятельность в клубе. Вот яркий пример тому: «Что скажут то и сделаю, или постараюсь сделать».

Из сочинения члена клуба по интересам: «Interact, Interact … Издревле известно, жизнь горячая прошла, комете подобно, там в действо включаются руки умельца. Вопрос в том, что принесут эти руки пишущие, доброты душевной в животе не знавшие, теплоты в глазах не зревшие».

Из сочинения девушки входящей в состав клуба по интересам: «Ведь клубы состоят в дружеской компании нет лидеров и каких то других ролей (они постоянно меняются). Я никто т.к. ничего в Интеракте не делаю». Она обозначает занимаемую роль, в соответствии с выполняемой ею деятельностью, точнее не выполняемой.

Что касается клуба по интересам, то нормы, в нем, так же как и все другие процессы завязаны на социальные роли. Например, из сочинения члена клуба «Интеракт»: «Я считаю себя в Интеракте исполнителем! Я имею ввиду что, как правило, я помогаю приводить в жизнь задуманные проекты, а в придумывании проектов я не участвую.».

«Свой интерес я удовлетворяю тем, что исправно стараюсь выполнять те дела, которые мне дают. Я с удовольствием участвую в разных акциях с Интерактом, (устраиваем праздники в больницах, проводим развлекательные программы и ставим танцевальные сценки). В Интеракте меня всегда выслушивают, понимают, воспринимают, как достойного члена клуба.».

Из сочинения члена клуба «Интеракт»: «Я считаю, что благодаря Интеракту я стал более ответственным, коммуникабельным. Интеракт пробудил во мне чувство сострадания к окружающим. Так же пробуждается чувство товарищества, взаимовыручки.». Из отрывка, очевидно, что является ценным для членов клуба, и понятно, что клуб действительно это дает.

В приведенных выше выдержках из сочинений юношей и девушек видно явную разницу, в ощущениях причастности к группам разных типов. Если одноклассники говорят в основном об улучшении взаимоотношений и принятии себя классом, то члены факультативной группы рассматривают деятельность своей группы и свое участие в этой деятельности, то есть принадлежность к этой деятельности.

Таблица 2.2.1. Распределение содержания высказываний в группах.

Содержание высказываний.

Средняя частота встречаемости

Обязательная группа

Факультативная группа

Группа (или то, что под ней подразумевается)

2,3

1,8

Социальная роль (или упоминание конкретной роли)

0,4

1,4

Отношения между членами группы

0,8

0

Выделяются

0,05

0

Нравится

0,2

0,6

Не нравится

0,2

0

Дружный

0,3

0

Недружный

0,1

0

Вписываются

0,1

0

Не вписываются

0,05

0

Сплоченность

0,05

0

Выбор

0,05

0

Мой

0,2

0

Деятельность

0,09

2,2

Личные качества, связанные с деятельностью группы

0,7

0,8