Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 9

«Методика Рокича дает нам возможность соотнести индивидуальные данные с групповыми. Коэффициент Спирмена позволяет измерять не только близость результатов двух индивидов, но и близость индивидуальной иерархии с обобщенной иерархией группы. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжируются в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом приписывается вторичный ранг 1, следующей – вторичный ранг 2 и т.п. Результатом этой процедуры является групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты.» (16, с.16).

Мы проводили методику одновременно во всей группе. Каждому члену группы раздавался набор карточек, сначала инструментальных ценностей, после выполнения задания, терминальных. Наборы карточек, ценностных ориентаций Рокича, представлены в приложении № 3.

Для выполнения предлагалась следующая инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача разложить их так, как это сделали бы, по–Вашему, большинство одноклассников.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.»

Примеры совпадения данных и результаты обработки результатов представлены в приложении №4, в виде графиков и таблиц. На графиках можно видеть как показатели средние по группе отличаются от индивидуальных показателей.

Таблица 2.4.5. «Сравнение первых пяти общегрупповых терминальных ценностей в обязательной и факультативной группах».

Обязательная группа

Групповой ранг

Факультативная группа

Наличие хороших и верных друзей

1

Любовь

Любовь

2

наличие хороших и верных друзей

Здоровье

3

Здоровье

Счастливая семейная жизнь

4

активная деятельная жизнь

Общественное признание

5

Свобода

Из выше приведенного сравнения видно, что факультативной группе «любовь» является более ценным, чем «наличие хороших и верных друзей, что имеет обратную тенденцию в обязательной группе. На наш взгляд это значит, что наличие хороших и верных друзей у членов клуба «Интеракт» уже есть. Такая ценность, как «здоровье» оставаясь на месте, показывает, что она не зависит от типа группы. Ценности, ранжированные номерами 4 и 5, различаются в выборах обязательной и факультативной группы. Такая ценность, как «активная деятельная жизнь», стоящая в выборе факультативной группы на четвертом месте показывает основную направленность группы, следовательно, совпадение цели (как основания ценности) существования группы и индивидуальных ценностей членов группы. Счастливая семейная жизнь, поставленная обязательной группой на 4 место, показывает успешность и эффективность межличностных взаимоотношений, т.е. также совпадение основной групповой цели (в понимании старшеклассников, см. п. 2.3.) с выбранной групповой ценностью. «Общественное признание», как ценность, ранжированная обязательной группой на 5 место, является результатом эффективных межличностных отношений., «свобода» - ценность поставленная факультативной группой на 5 место является результатом эффективного и активного включения в общегрупповую деятельность.