Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 13

Мальчики успокоились.

В приведенном выше фрагменте общегрупповой действительности не видно. Сюжет связан с подгруппами, можно выделить две действительности. Одна когда некоторые девочки слушают учителя и периодически вступают в учебную задачу. Вторая подгруппа состоит из мальчиков, которые занимаются своим делом, явно противостоя учебным нормам. Общей действительности нет.

Нижеследующий фрагмент описывает взаимоотношения между членами группы, много жестов и фраз направлено на наш взгляд именно на улучшение отношений в группе.

Фрагмент протокола наблюдение обязательной группы – урок литературы

Учитель (объясняет тему): Так! Дима, Слава!

Слава: Что?

Учитель: На перемене ко мне зайдете.

Саша жестикулирует.

Учитель: Саша!

Андрей разговаривает, покручивает ручкой возле головы. Дима закрыл окно.

Учитель: Все вы закрылись, все вопросы решили. (с некоторым раздражением).

Андрей: Да, все решили.

Слава поправляет волосы, жестами что-то показывает девочкам. Миша с Лешей разговаривают, Саша (слушает плейер, крутит в такт музыки телом).

Учитель: Миша!

Миша: Да, я всегда слушаю. (крутит ручку).

Дима: Лева, ты убери ногу.

Девочка крутится и поглядывает на мальчиков. Яна улыбается, переглядывается с Левой, который сидит в другом конце класса. Миша сидит на первой парте,  слушает внимательно.

Миша: Откуда слово сцена? (взялся рисовать схему, которая некоторое время уже есть на доске).

Учитель: А вы спросите: как они все видели?

Крики из класса: А оно было так устроено.

Леша внимательно слушает. Андрей с Димой разговаривают, не интересуясь учебной задачей.

Учитель: Люди  воспитанные говорят Андрею, вот встал на катуни (вид обуви). (Пытается задеть Андрея).

Мальчики общаются дальше, Дима что-то пишет.

Учитель: Задайте вопросы, что тут не понятно?

Все молчат.

Ира (обращаясь к учителю): А играли только мужчины?

Учитель: Да.

Ира: Как всегда мужчины все, а женщина сидит дома, стирает, готовит. (Обращаясь ко всем, с некоторым вызовом).

Эля тянет руку.

Слава: Расскажите, как это было? Происходило?

Учитель: Не тяни резину! Эля?

Миша: Сколько времени это все было?

Учитель: Несколько дней.

Эля (Смеется): И зрители там сидели? (Про свой вопрос она уже забыла).

Ирина перестала интересоваться разделением ролей, разговаривает с соседкой.

Слава: Сколько «бабок» стоил вход?

Леша: А режиссер был?

Учитель: Обычно драматург был и режиссером.

Слава: Там боги были какие-то гладиаторские? Татьяна Васильевна, последний вопрос!

Сначала учитель пытается настроить учеников, которые занимаются своими делами, на взаимодействие. Есть две действительности, некоторые члены группы интересуются поставленной учебной задачей, другие взаимодействуют между собой, не реагируя на высказывания учителя. Учитель пытается зацепить мальчиков на учебный материал, но интересуются только некоторые. Взаимодействия в основном имеют кратковременный характер, т.е. вопрос – ответ и начинается другая тема. Как и в предыдущих фрагментах, это похоже на параллельное взаимодействие. Члены группы по большей части не ощущают себя таковыми. Своеобразная норма, задаваемая учителем, как результат какого-то предыдущего действия учитель - игнорирование вопросов Славы

Фрагмент протокола наблюдение обязательной группы – урок литературы

Учитель: Эта оценка пойдет в рубежку. Кто записал, тот счастливчик. (Предлагает написание контрольной работы).

Андрей: А у нас уже все записано. (реагируя на высказывание учителя)

Слава: Вот, мы все писали. (показывает тетрадь).

Эля: А давайте на листике.

Учитель: Тетрадочки закрываем, проверим память.

Слава подозвал учителя, чтобы показать, что он все писал.

Учитель: Ну, это не все, три слова записал. (читая тетрадь Славы)